(с изменениями на 30 декабря 2022 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Томской области от 30 декабря 2022 года № 633а
постановлением Администрации Томской области от 08 ноября 2022 года № 498а
постановлением Администрации Томской области от 08 июля 2022 года № 313а
постановлением Администрации Томской области от 20 апреля 2022 года № 166а
постановлением Администрации Томской области от 22 июня 2021 года № 253а
постановлением Администрации Томской области от 31 марта 2021 года № 113а
постановлением Администрации Томской области от 25 декабря 2020 года № 615а
постановлением Администрации Томской области от 07 июля 2020 года № 321а
постановлением Администрации Томской области от 08 мая 2020 года № 215а
________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 05.09.2019 № 313а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации"
постановляю:
1. Утвердить государственную программу "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области".
2. Определить, что функции уполномоченного органа по взаимодействию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках реализации федеральных проектов "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" осуществляет Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Департаменту информационной политики Администрации Томской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию.
И.о. Губернатора Томской области
А.М.Рожков
Государственная программа
"Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области"
(В редакции, введенной в действие с 30.12.2022 года постановлением Администрации Томской области от 30 декабря 2022 года № 633а, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование государственной программы | Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области (далее - государственная программа) | |||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области | |||||||||
Цель социально-экономического развития Томской области, | Рациональное использование природного капитала Томской области, устойчивое развитие агропромышленного комплекса | |||||||||
Цель государственной программы | Предотвращение вредного воздействия коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду | |||||||||
Показатели цели государственной программы | Показатели цели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 год | 2024 год | Прогнозный период | Прогнозный период |
1. Объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению | 118,9 | 119 | 119,1 | 119,2 | 119,3 | 119,4 | 119,5 | 119,6 | 119,7 | |
2. Доля утилизированных | 69,8 | 69,9 | 70,0 | 70,1 | 70,2 | 70,3 | 70,4 | 70,5 | 70,6 | |
3. Доля объема отходов производства, вовлекаемых во вторичное использование, от общего объема образованных отходов, % | 27,7 | 27,8 | 27,9 | 28,0 | 28,1 | 28,2 | 28,3 | 28,3 | 28,4 | |
Сроки реализации государственной программы | 2020 - 2024 годы с прогнозом на 2025 и 2026 годы |
Объем | Источники | Всего | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Прогнозный период | Прогнозный |
федеральный бюджет | 340186,7 | 104164,5 | 75016,1 | 7509,7 | 81713,4 | 71783,0 | 0,0 | 0,0 | |
в т.ч. средства федерального бюджета, поступающие напрямую получателям на счета, открытые в кредитных организациях или в Федеральном казначействе | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
областной бюджет | 475421,9 | 158058,1 | 57020,6 | 71557,4 | 53672,4 | 52188,6 | 41462,4 | 41462,4 | |
местные бюджеты (по согласованию) | 72828,5 | 39726,1 | 3841,2 | 21615,8 | 4070,0 | 3575,4 | 0,0 | 0,0 | |
внебюджетные источники (по согласованию) | 476473,0 | 0,0 | 389473,0 | 0,0 | 87000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
всего по источникам | 1364910,1 | 301948,7 | 525350,9 | 100682,9 | 226455,8 | 127547,0 | 41462,4 | 41462,4". |
(В редакции постановления Администрации Томской области от 31 марта 2021 года № 113а, -
см. предыдущую редакцию)
Подпрограммы/Направления проектной деятельности /Региональные проекты | Соисполнитель подпрограммы/Ответственный | Цель подпрограммы/регионального проекта |
Процессная часть государственной программы | ||
Создание комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами | Департамент природных ресурсов | Разработка комплекса природоохранных мероприятий, нацеленных |
Обеспечивающая подпрограмма | Департамент природных ресурсов | |
Проектная часть государственной программы | ||
Направление проектной деятельности - Экология |
| |
Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды | |
Чистая страна | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды |
Согласно Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным Президентом Российской Федерации, стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития должно обеспечиваться решением основных задач. Одной из таких задач является обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, при решении которой используются следующие механизмы:
предупреждение и сокращение образования отходов, вовлечение их в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металл, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.
Система целей и задач, принципы и приоритеты, направленные на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами, сформулированы в Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 (далее - комплексная стратегия).
Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Достижение главной цели комплексной стратегии обеспечивается решением ряда задач, в том числе развитием инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию, экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению твердых коммунальных отходов: строительством и развитием межмуниципальных объектов по обеспечению деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На территории области расположены крупные, средние и мелкие промышленные и сельскохозяйственные нефте-, газо- промышленные предприятия и социальные объекты. Растущие объемы разнообразных отходов производства и потребления вызывают обоснованную тревогу. При неправильном захоронении отходы представляют угрозу окружающей среде, здоровью населения, загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, занимают сельскохозяйственные угодья. Поэтому одной из наиболее важных задач охраны окружающей среды является решение проблемы сбора, размещения и утилизации отходов.
В течение 2016 - 2019 годов в области была организована работа по переходу на новую систему обращения с отходами: в областном бюджете предусмотрено финансирование мероприятий по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов, строительству полигонов твердых коммунальных отходов, разработке проектно-сметной документации на строительство полигонов твердых коммунальных отходов, мусоросортировочных комплексов.
Органам местного самоуправления необходимо оказание содействия в обеспечении исполнения возложенных федеральным законодательством полномочий по сбору, транспортированию, утилизации и переработке твердых коммунальных отходов. Из-за недостатка средств в местных бюджетах строительство новых полигонов, их техническое оснащение, рекультивация отработанных полигонов практически не производятся. В результате фактическое заполнение полигонов достигло проектной мощности, что создает угрозу экологической безопасности. Большинство полигонов и свалок, куда вывозятся твердые отходы, не отвечают современным экологическим требованиям. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных мест складирования твердых коммунальных отходов.
В соответствии с федеральным законодательством средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами.
Условием предоставления субсидии субъекту Российской Федерации является наличие утвержденных территориальной схемы и региональной программы.
На территории Томской области насчитывается 19 полигонов твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В настоящий момент в Томской области основная масса твердых коммунальных отходов без сортировки и извлечения полезных компонентов размещается на полигонах твердых коммунальных отходов. Для достижения показателей результативности и эффективности региональной программы, в том числе значений целевых показателей, определено необходимое количество объектов обращения с отходами с учетом наилучших доступных технологий.
Источниками образования твердых коммунальных отходов на территории Томской области являются организации и промышленные предприятия, население области. Ежегодно образуется более 650 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, из которых 94% идет на захоронение. Данная величина является расчетной, так как на территории Томской области 3 из 19 полигонов твердых коммунальных отходов оборудованы средствами весового контроля.
Среди десяти регионов Сибирского федерального округа Томская область занимает 7-е место по количеству образующихся отходов (0,96% твердых коммунальных отходов Российской Федерации).
Согласно территориальной схеме наиболее перспективным является строительство мусоросортировочных комплексов. Сортировка отходов позволит выделить вторичные материальные ресурсы для переработки, сократить затраты на вывоз отходов на место их захоронения, а также значительно продлить срок эксплуатации полигона. В настоящее время на территории Томской области имеется 1 мусоросортировочный комплекс, расположенный на территории ЗАТО Северск.
Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой, позволит увеличить долю обработанных твердых коммунальных отходов, следовательно, долю твердых коммунальных отходов, вовлекаемых во вторичное использование, к 2024 году до 33%.
Следует отметить, что проблема отходов является комплексной и охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения Томской области. Для решения данной проблемы необходимы единый организационно-технологический подход, научно-обоснованные программно-целевые методы решения и координация действий всех уровней власти - федеральных, областных, муниципальных, а также бизнеса, общественных организаций и населения.
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Пункт Федерального плана статистических работ | Периодичность сбора данных | Временные характеристики показателя | Алгоритм формирования (формула) расчета показателя | Метод сбора информации | Ответственный | Дата получения фактического значения показателя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Показатели цели государственной программы | |||||||||
1. | Объем образованных отходов I - IV классов опасности по отношению | % | - | год | на конец отчетного периода | Д = V/V2017*100, где: | ведомственная статистика | Департамент природных ресурсов | до 1 мая года, следующего |
2. | Доля утилизированных | % | - | год | на конец отчетного периода | Д = Vисп/Vобщ*100, где: | ведомственная статистика | Департамент природных ресурсов | до 1 мая года, следующего |
3. | Доля объема отходов производства, вовлекаемых | % | - | год | на конец отчетного периода | Д = Ов/О * 100, где: | ведомственная статистика | Департамент природных ресурсов | до 1 мая года, следующего |