Контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию.
Ответственным исполнителем государственной программы выступает Департамент по культуре Томской области.
Участниками государственной программы являются Департамент архитектуры и строительства Томской области и Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области.
Участниками мероприятий государственной программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию).
Ответственный исполнитель координирует деятельность соисполнителей и участников государственной программы, несет ответственность за достижение показателей цели государственной программы, осуществляет мониторинг реализации государственной программы, готовит отчеты о реализации государственной программы, обеспечивает размещение государственной программы и годового отчета о ее реализации на официальных сайтах Администрации Томской области и ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Реализация государственной программы осуществляется путем выполнения предусмотренных в ней мероприятий ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками государственной программы в соответствии с их полномочиями.
Текущий контроль за реализацией государственной программы осуществляется Департаментом по культуре Томской области постоянно в течение всего периода реализации государственной программы путем мониторинга и анализа промежуточных результатов. Оценка эффективности реализации государственной программы проводится ежегодно путем сравнения текущих значений основных целевых показателей с установленными государственной программой значениями.
Ответственный исполнитель представляет отчет о реализации государственной программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленном порядке.
Ответственный исполнитель с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию государственной программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и затрат на них, состав соисполнителей и участников государственной программы, а также участников мероприятий. В необходимых случаях ответственный исполнитель готовит предложения о внесении изменений в государственную программу в установленном порядке.
Финансирование государственной программы за счет средств областного бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на соответствующий финансовый год осуществляется соисполнителем государственной программы на основании заключаемых договоров и соглашений в соответствии с действующим законодательством.
В целях повышения эффективности и результативности с точки зрения обеспечения достижения целей и решения задач государственной программы главный распорядитель бюджетных средств государственной программы организует и проводит конкурсы проектов, направленных на реализацию отдельных мероприятий подпрограмм государственной программы (далее - проекты). Условия участия в конкурсах проектов, перечень направлений для проведения конкурсов проектов, сроки, критерии оценки проектов, сроки и порядок принятия решения об итогах конкурсов проектов определяются положением о конкурсе проектов, утвержденным нормативным актом главных распорядителей бюджетных средств государственной программы.
Межбюджетные трансферты из бюджета Томской области местным бюджетам в виде:
иных межбюджетных трансфертов предоставляются в соответствии с Законом Томской области от 28 декабря 2010 года № 336-ОЗ "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов" и нормативными правовыми актами Администрации Томской области, утверждающими порядок и методику распределения бюджетам муниципальных образований Томской области иных межбюджетных трансфертов;
субсидий на софинансирование реализации проектов, отобранных по итогам проведения конкурсов проектов в рамках реализации государственной программы, предоставляются в соответствии с Порядком предоставления бюджетам муниципальных образований Томской области субсидий на софинансирование реализации проектов, отобранных по итогам проведения конкурсов проектов.
Мероприятия, предусматривающие бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Томской области, приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Томской области и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Томской области (муниципальной собственности) и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Томской области или разработку проектно-сметной документации на объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (мероприятия инвестиционного характера), включаются в государственную программу в соответствии с Правилами принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Томской области и приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность Томской области и о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Томской области (муниципальной собственности) и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Томской области, установленными постановлением Администрации Томской области от 05.09.2019 № 313а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации".
Важное значение для успешной реализации государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением цели и решением задач государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации государственной программы могут быть выделены следующие риски, препятствующие ее реализации:
1) правовые риски, связанные с изменением федерального и областного законодательства, нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации государственной программы, что может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы;
2) административные риски, связанные с неэффективным управлением государственной программой, с ошибками управления реализацией подпрограммы, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, нарушению планируемых сроков реализации государственной программы, недостижению плановых значений показателей, невыполнению ряда мероприятий государственной программы или задержке в их выполнении;
3) техногенные и экологические риски, связанные с природными, климатическими явлениями, техногенными катастрофами, могут привести к невозможности реализации мероприятий государственной программы и (или) к отвлечению средств от финансирования государственной программы в пользу других направлений развития Томской области;
4) экономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий государственной программы, в том числе мероприятий, связанных с реконструкцией и текущим ремонтом государственных и муниципальных учреждений культуры.
Экономические риски могут также повлечь изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ), снижение доходов населения, что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения Томской области;
5) кадровые риски, обусловленные значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры, предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг;
6) геополитические и международные риски, связанные с политической ситуацией внутри страны и в сопряженных государствах, а также отношениями Российской Федерации с другими странами, что оказывает влияние на развитие международных проектов сферы культуры.
Способы минимизации рисков:
своевременное внесение соответствующих изменений в правовые акты, касающиеся реализации мероприятий государственной программы;
формирование эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей государственной программы;
определение приоритетов для первоочередного финансирования, планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения поставленных задач;