II. Общая характеристика муниципальной программы
В Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 № 224 (в ред. решения Думы Города Томска от 01.03.2016 № 156) (далее - Стратегия), в рамках стратегического направления "Комфортная городская среда" и целевого вектора "Экологичная и безопасная среда жизнедеятельности" определена стратегическая задача "Повышение личной и общественной безопасности". Для решения данной стратегической задачи разработана настоящая муниципальная программа. Достижение обозначенных в Стратегии стратегических показателей "Количество зарегистрированных преступлений на 1000 жителей, ед." и "Доля раскрытых преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений, %" будет обеспечено непосредственно в рамках настоящей муниципальной программы.
Безопасность входит в ряд первоочередных задач и является необходимым элементом обеспечения спокойствия горожан и нормального функционирования экономики.
Анализ состояния преступности выявил тенденции развития криминальной обстановки как в Российской Федерации в целом, так и применительно к Томской области, а также конкретизировал характер деятельности исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию системы профилактики правонарушений, определил новые задачи по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их имущества, общественного порядка и борьбы с преступностью на территории города Томска, для выполнения которых необходимо использование комплексного подхода.
Эти важнейшие задачи должны решаться во взаимодействии правоохранительных органов с органами местного самоуправления, службами социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, религиозными конфессиями и иными организациями и общественными объединениями. Необходим комплексный программно-целевой подход к проводимой профилактической работе, направленной на снижение уровня криминогенности, создания условия для минимизации ущерба жизни, здоровью и собственности горожан, повышения их уверенности в защищенности личных и имущественных интересов.
В течение последних трех лет были достигнуты положительные результаты в сфере профилактики и предупреждения преступности: снизился уровень преступности, повысился уровень безопасности граждан на территории региона.
Разработка муниципальной программы вызвана рядом проблемных факторов в данной сфере:
1. Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений.
2. Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении пожаров.
3. Экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.
Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Преступность несмотря на принимаемые меры приобретает характер реальной угрозы для безопасности жителей. Правоохранительным органам удается противодействовать этому процессу, однако усилия, предпринимаемые для решения данной проблемы, не в полной мере соответствуют экономическому, социальному, моральному и физическому урону, наносимому обществу и отдельно взятому человеку. Кроме того, высокий уровень преступности может отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность города. Сохраняющийся длительное время на территории города Томска высокий уровень преступности, оказывающий негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности, в последние пять лет неуклонно снижается.
Основные стратегические показатели в сфере обеспечения безопасности в срезе центральных городов Сибирского федерального округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование муниципального образования | Отдельные показатели в сфере обеспечения безопасности за 2016 год, ед. | |||||
Количество зарегистрированных преступлений, ед. | Уровень преступности на 10 тыс. населения, % | Раскрываемость преступлений, % | Удельный вес уличных преступлений, % | Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, % | Удельный вес преступлений совершенных в состоянии алкогольного опьянения, % | |
г. Томск | 11087 | 186,5 | 45,6 | 33,6 | 2,4 | 14,4 |
г. Новокузнецк | 11390 | 207 | 58,6 | 15,2 | 4,7 | 22,7 |
г. Иркутск | 13916 | 223,4 | 47,3 | 25,9 | 3,3 | 13,8 |
г. Барнаул | 14276 | 224,6 | 54,4 | 19,3 | 4 | 48,1 |
Сведения о состоянии преступности в г. Томске за 2015-2017 годы
2015 г. | 2016 г. | +/- % | 2017 г. | +/- % | |
Зарегистрировано преступлений (всего) | 12344 | 11087 | -10,2 | 10001 | -9,8 |
население (тыс. человек) | 590,7 | 594,3 | 0,6 | 594,1 | -0,04 |
уровень преступности на 100 тыс. человек | 2105 | 1865,4 | -11,3 | 1683,3 | -9,8 |
раскрыто преступлений (из числа зарегистрированных), в ед. | 4944 | 5062 | 2,4 | 5306 | 4,8 |
доля раскрытых преступлений (из числа зарегистрированных), в % | 40 | 45,6 | 14,1 | 53 | 16,2 |
зарегистрировано тяжких и особо тяжких преступлений, в ед. | 2367 | 2240 | -5,4 | 1893 | -15,5 |
раскрытие преступлений (из числа зарегистрированных), в % | 45,4 | 42,5 | -2,9 | 60 | 41,3 |
зарегистрировано убийств, в ед. | 41 | 31 | 24,4 | 33 | 6,5 |
раскрытие преступлений (из числа зарегистрированных), в % | 89,4 | 96,9 | 7,5 | 96,8 | -0,1 |
зарегистрировано разбоев, в ед. | 52 | 70 | 34,6 | 57 | -18,6 |
раскрытие преступлений (из числа зарегистрированных), в % | 78,4 | 75 | -4,3 | 87,7 | 7,4 |
Улучшению стратегически важных показателей в сфере обеспечения безопасности способствует реализации мероприятий муниципальной программы, таких как: - приобретение помещений или квартир для организации участковых пунктов полиции, который бы находился в пределах микрорайона, чтобы жителям новостроек была возможность обратиться к участковому уполномоченному полиции в кратчайшие сроки;
- установка комплексов видеонаблюдения в местах массового пребывания людей и на основных площадях, проспектах и улицах города Томска;
- ремонт, установка и монтаж ограждения территорий учебных заведений города, дошкольных учреждений, учреждений управления культуры, управления физической культуры и спорта администрации Города Томска; формирование общественного мнения населения Города Томска через СМИ по вопросам профилактики терроризма и экстремистской деятельности;
- разработку макетов, изготовление буклетов по вопросам профилактики терроризма, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности и их распространение среди населения муниципального образования "Город Томск";
- другие мероприятия подпрограмм "Профилактика правонарушений" на 2017-2020 годы, "Безопасное детство в Безопасном Городе" на 2017-2020 годы, "Создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" на 2017-2020 годы и "Профилактика терроризма и экстремистской деятельности" на 2017-2020 годы.
Обеспечение благоприятных условий в области экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации - это одно из приоритетных направлений развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций"). Целенаправленная работа по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций будет способствовать снижению гибели и травмирования людей. Так одной из главных задач сферы повышения личной и общественной безопасности становится 100% доведение до населения муниципального образования "Город Томск" сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правилах поведения и способов защиты.
С целью организации мероприятий по созданию и успешному функционированию комплексной системы экстренного оповещения населения (далее по тексту - КСЭОН) об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Томск" реализуется подпрограмма "Создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" на 2017-2020 годы. Полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений закреплены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействию терроризму". Также в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на органы местного самоуправления в пределах компетенции возлагаются обязанности по осуществлению профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности
С целью реализации вышеназванных правовых актов на территории муниципального образования "Город Томск" реализуется подпрограмма "Профилактика терроризма и экстремисткой деятельности" на 2017-2025 годы. Проведенный анализ сферы реализации муниципальной программы свидетельствует, что в среднесрочной перспективе (в ближайшие 5 - 8 лет) предположительно продолжится сокращение общего уровня регистрируемой преступности. Будет также снижаться число зарегистрированных тяжких и особо тяжких посягательств, в том числе убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью. Сократится и число таких преступлений, оставшихся нераскрытыми. В этот период возможно дальнейшее снижение числа выявляемых преступлений экономической направленности при одновременном росте удельного веса тяжких и особо тяжких деяний соответствующего вида. При этом сохранится тенденция увеличения общественной опасности экстремистских проявлений. Вероятен некоторый рост подростковой преступности.