ДУМА ГОРОДА ТОМСКА

РЕШЕНИЕ

от 01 марта 2016 года № 156


О внесении изменений в решение Думы города Томска от 27.06.2006 № 224 «Об утверждении Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года)»

В целях создания условий для повышения качества жизни населения, устойчивого развития экономики и социальной сферы муниципального образования «Город Томск», руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области» и Уставом Города Томска,

Дума решила:


1. Внести в решение Думы города Томска от 27.06.2006 № 224 «Об утверждении Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года)» следующие изменения:

1) наименование решения изложить в следующей редакции: «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года»;

2) пункт 1 решения изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года согласно приложению к настоящему решению.»;

3) приложение к решению изложить в редакции согласно приложению к настоящему решению.

2. Администрации Города Томска (И.Г.Кляйн) ежегодно проводить мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года и отражать его результаты в ежегодном отчете о деятельности Мэра Города Томска и деятельности администрации Города Томска, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой Города Томска.

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по бюджету, экономике и собственности Думы Города Томска (К.Л.Новожилов).

  Председатель Думы Города Томска
С.Ю.Панов

Мэр Города Томска
И.Г. Кляйн


Приложение
к решению Думы Города Томска от 01.03.2016 № 156

«Приложениек решению Думы Города Томска от 27.06.2006 № 22



Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года

I. Вводная часть

1.1. Необходимость актуализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск»

«Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденная решением Думы города Томска от 27.06.2006 № 224, разрабатывалась в 2004-2005 годы при участии Фонда «Институт экономики города», Фонда «Агентство развития Томской области» и администрации Города Томска. Финансовую поддержку проекту оказали Администрация Томской области, администрация Города Томска, а также Агентство США по международному развитию (USAID). Основные положения Стратегии формулировались семью тематическими экспертными группами, в работе которых приняли участие более 200 томичей - специалисты городской и областной администраций, депутаты Думы Города Томска, руководители городских предприятий и вузов, предприниматели, представители некоммерческих организаций, журналисты.

С 2007 года администрацией Города Томска проводится мониторинг реализации Стратегии, результаты которого размещены на официальном портале администрации Города Томска в разделе «Экономика» ().

Опыт реализации первого этапа Стратегии (2006 - 2012 гг.) оказался достаточно результативным и доказал обоснованность сформированных в Стратегии главных векторов городского развития. Об этом свидетельствует рост численности и доходов городского населения, динамично меняющийся облик города Томска, а также стабильная инвестиционная активность бизнеса. Однако Стратегия не может быть статичным документом и должна корректироваться с учетом достигаемых результатов и возникающих новых общественных потребностей. Изменения во внешней среде должны своевременно отражаться в Стратегии в виде уточнения приоритетных направлений и среднесрочных задач развития муниципального образования «Город Томск».

Актуализация Стратегии обусловлена произошедшими существенными изменениями внешних факторов, определяющих дальнейшее развитие муниципального образования «Город Томск» (далее по тексту также - Город Томск), а именно:

На федеральном уровне приняты важнейшие стратегические документы:

• Принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;

Распоряжением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 22-р одобрена новая Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» (далее -«ИНО Томск») и утверждён план мероприятий («дорожная карта») по её реализации в 2015 - 2020 годах;

Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - «майские» указы Президента РФ) определили важнейшие задачи и целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

• В 2013 году Министерство экономического развития Российской Федерации разработало Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

2030 года.


     На межрегиональном уровне
: произошел качественный «прорыв» городов Сибири и Дальнего Востока в процессе повышения геоэкономической конкурентоспособности формирование крупных агломераций (Красноярская, Иркутская и др.). Работа с городскими пространствами в логике агломерирования создала на отдельных территориях платформу для существенного увеличения их финансирования из федерального бюджета, способствовала росту инвестиционных вложений местных и привлеченных в регионы бизнес-структур. На областном уровне:

• принят Закон Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области»;

• Постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 утвержден обновленный вариант Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030

года;

• началась разработка Концепции социально-экономического и пространственно-территориального развития агломерации «Томск - Северск - Томский район» (далее по тексту -Томская агломерация), подписано межмуниципальное Соглашение о намерениях развития Томской агломерации;

• в 2013 году Законодательной Думой Томской области утверждены Стратегия развития строительного комплекса Томской области на период 2013 - 2022 годы и Стратегия развития социальной сферы Томской области до 2022 года.

Произошли существенные изменения в системе муниципального управления:

Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» с 2008 года введена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

• в рамках происходящего в Российской Федерации реформирования муниципальных финансов с 2006 года в бюджетный процесс внедряются принципы программно-целевого управления бюджетными расходами;

• на государственном и муниципальном уровнях началась реализация проекта «Электронное Правительство».

С учетом вышеуказанных и других изменений во внешних и внутренних факторах, а также на основе достигнутых к 201 4 году показателей социально-экономического развития Города Томска, администрацией Города Томска проведена работа по актуализации Стратегии.

1.2. Основные подходы к актуализации Стратегии


В связи с необходимостью аккумуляции имеющихся ресурсов в наиболее приоритетных и социально-значимых сферах городского развития, в ходе актуализации переструктурированы стратегические направления, уточнены цели и основные задачи социально-экономического развития Города Томска.

Трансформация стратегических направлений в результате их актуализации отражена в схеме:


Анализ существующих в настоящее время ключевых проблем и конкурентных возможностей Города Томска показал необходимость выделения комплекса задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья горожан, повышением требований к качеству социальных услуг, усилением значимости духовно-нравственного воспитания молодежи и гражданской активности населения.

На этом основании сформулировано Первое стратегическое направление «Широкие возможности для самореализации горожан». В нем сделан акцент на повышение качества образования, укрепление здоровья горожан, развитие культурно-досуговой сферы. В качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения обо всех сферах жизни Города Томска и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления «Развитие городского сообщества» и «Внешнее позиционирование города» аккумулированы в первом направлении в ранге соответствующих задач.

Динамичный рост городского населения в 2006 - 2014 годы усилил остроту проблем, связанных с комфортностью проживания горожан, а именно: доступностью жилья и качеством коммунальных услуг, состоянием улично-дорожной сети и транспортного обслуживания. Проблемы в указанных сферах более всего волнуют горожан, а реализация задач по улучшению условий проживания в городском пространстве требует наибольших финансовых вложений. В связи с этим создание «Комфортной городской среды» - это Второе стратегическое направление, приоритетами которого являются: сбалансированное пространственное развитие, городская инфраструктура жизнеобеспечения, доступное и комфортное жилье, улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности.

При актуализации стратегического направления «Экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики - производителя и экспортера инноваций широкого спектра, технико-внедренческой зоны мирового уровня» целевой ориентир смещен на повышение доходов и уровня жизни населения. В связи с чем Третье стратегическое направление актуализированной Стратегии сформулировано как «Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики». Данное направление определено с учетом уникального научно-образовательного и инновационного потенциала Города Томска. Кроме того, оно обеспечивает финансовые возможности реализации других направлений и достижение общей цели Стратегии.

Актуализация Стратегии позволила уточнить целевые векторы и задачи по каждому стратегическому направлению на период до 2030 года и сформировать значения индикаторов достижения стратегической цели с учетом прогноза основных показателей социально-экономического развития Города Томска до 2030 года.

1.3. Структура Стратегии


Структурно актуализированная Стратегия состоит из девяти частей и приложений:

I. Вводная часть. В первой части содержатся обоснование, подходы и задачи актуализации Стратегии.

     II.
 Стратегические ресурсы и проблемы развития Города Томска. Вторая часть представляет собой оценку состояния ключевых показателей социально-экономического развития Города Томска и их сравнительную динамику за истекший период реализации Стратегии. В ней описаны изменения в трендах развития городов, обусловленные влиянием глобализации. На основе интегральной оценки социально-экономической ситуации в Городе Томске, складывающейся под влиянием внутренних и внешних факторов, а также с учетом ключевых вызовов современности, сформирована матрица сильных и слабых сторон Города Томска, предоставляющих новые возможности и указывающих на угрозы его развитию.

III.  Стратегическая цель развития Города Томска. В третьей части сформулированы перспективное видение, стратегическая цель и приоритетные направления развития Города Томска.

IV.  Стратегические направления развития Города Томска. В четвертой части представлено описание приоритетных направлений Города Томска. Каждое направление включает систему целей его реализации - целевые векторы, по которым сформированы комплексы задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на долгосрочный период и ожидаемые результаты, на достижение которых направлена Стратегия.

V.  Механизмы реализации Стратегии. В пятой части указан комплекс механизмов, обеспечивающих выполнение Стратегии.

VI.  Мониторинг и оценка реализации Стратегии. В шестой части описано содержание мониторинга Стратегии и перечислены ключевые индикаторы реализации Стратегии

VII.  Сценарные варианты Стратегии. В седьмой части приведены варианты долгосрочного социально-экономического развития Города Томска, определенные в зависимости от результатов эффективности управления изменениями и комплексного воздействия внешних и внутренних ключевых факторов на ход реализации Стратегии.

VIII.  Оценка имеющихся финансовых ресурсов реализации Стратегии. В восьмой части содержится информация о финансовых ресурсах, имеющихся для реализации Стратегии в разрезе источников.

IX.  Система сбалансированных показателей Стратегии до 2030 года. В заключительной части содержится перечень индикаторов целей и задач Стратегии, представляющий основу для ежегодного мониторинга Стратегии. Указанный перечень является также ориентиром при разработке иных документов стратегического и программно-целевого планирования.


     В Приложениях 1 и 2 к Стратегии
отражены приоритеты развития Города Томска до 2030 года и информация о муниципальных программах муниципального образования «Город Томск», утверждаемых в целях реализации Стратегии.

1.4. Органы управления реализацией Стратегии


В состав органов управления реализацией Стратегии входят: Дума Города Томска, Мэр Города Томска и администрация Города Томска. Для решения отдельных задач реализации Стратегии органы управления реализацией Стратегии создают рабочие группы.

Органы управления реализацией Стратегии выполняют следующие функции:

• Дума Города Томска утверждает Стратегию и контролирует ее выполнение; рассматривает и утверждает изменения в Стратегию;

• администрация Города Томска организует планирование и управление реализацией Стратегии в координации с Генеральным планом муниципального образования «Город Томск», обеспечивает в рамках имеющихся полномочий реализацию Стратегии и достижение ее целевых показателей;

• Мэр Города Томска возглавляет процесс управления реализацией Стратегии, а также выполняет другие функции в рамках установленных полномочий в целях обеспечения реализации Стратегии.

Успешность Стратегии зависит от эффективного взаимодействия трех основных групп, постоянно присутствующих в городской системе:

• городского сообщества, заинтересованного в создании качественной жизненной среды и развитии экономики;

• бизнес-сектора, заинтересованного в создании комфортных условий для успешных коммерческих операций;

• органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» и органов государственной власти, заинтересованных в доверии городского сообщества к их действиям по управлению Городом Томском и увеличении доходов бюджета муниципального образования «Город Томск».

В связи с этим органы управления реализацией Стратегии:

• предпринимают действия по привлечению всех слоев городского сообщества к осуществлению мероприятий Стратегии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»