АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 мая 2018 года  № 324-ра


Об утверждении региональной программы противодействия
коррупции в Томской области на 2018 - 2024 годы

(с изменениями на 13 декабря 2023 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     распоряжением Администрации Томской области от 13 декабря 2023 года № 820-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 12 декабря 2023 года № 815-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 08 сентября 2023 года № 589-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 28 июля 2023 года № 500-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 30 января 2023 года № 48-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 30 декабря 2022 года № 896-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 22 октября 2021 года № 645-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 03 сентября 2021 года № 516-ра

     распоряжением Администрации Томской области от 15 августа 2019 года № 496-ра
 _______________________________________________________________



1. Во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ  "О противодействии коррупции", Закона Томской области от 7 июля 2009 года  № 110-ОЗ "О противодействии коррупции в Томской области" и в целях создания единой системы противодействия коррупции в Томской области утвердить региональную программу противодействия коррупции в Томской области  на 2018 - 2024 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.

(пункт в редакции распоряжения Администрации Томской области от 22 октября 2021 года № 645-ра, - см. предыдущую редакцию)

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

(пункт в редакции распоряжения Администрации Томской области от 15 августа 2019 года № 496-ра, - см. предыдущую редакцию)

      

И.о. Губернатора Томской области
 А.М.Рожков

   

Приложение к распоряжению
     Губернатора Томской области
     от 18.05.20108 года № 324-р

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Томской области
 от 18.05.2018 № 324-ра


Региональная программа противодействия коррупции
в Томской области на 2018 - 2024 годы

(Наименование в редакции распоряжения Администрации Томской области от 22 октября 2021 года № 645-ра, - см. предыдущую редакцию)

1. Цели и задачи Программы


Целями региональной программы противодействия коррупции в Томской области на 2018 - 2024 годы (далее - Программа) являются:

(абзац в редакции распоряжения Администрации Томской области от 22 октября 2021 года № 645-ра, - см. предыдущую редакцию)

формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов Томской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, институтами гражданского общества и гражданами в сфере противодействия коррупции;

эффективная деятельность исполнительных органов  Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области по предупреждению и противодействию коррупции.

Задачами Программы являются:

совершенствование правовых и организационных инструментов  и механизмов противодействия коррупции;

выявление и устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Томской области и проектах нормативных правовых актов Томской области посредством проведения антикоррупционной экспертизы, обеспечение условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Томской области и проектов нормативных правовых актов Томской области;

оценка состояния коррупции посредством проведения мониторинговых исследований;

активизация антикоррупционного обучения и антикоррупционной пропаганды, вовлечение кадровых, материальных, информационных и других ресурсов гражданского общества в противодействие коррупции;

обеспечение открытости, доступности для населения деятельности исполнительных органов Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности;

повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности  при участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области, Томской торгово-промышленной палаты, субъектов предпринимательской деятельности;

повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области с правоохранительными органами;

стимулирование антикоррупционного поведения государственных  гражданских и муниципальных служащих в Томской области;

содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области в организации работы по противодействию коррупции.

2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения

В настоящее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации уделяется большое внимание мерам по повышению эффективности противодействия коррупции в системе органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организациях. Главными целями последовательного развития нормативной базы в сфере профилактики коррупционных правонарушений являются:

совершенствование государственного и муниципального управления;

социальное и экономическое развитие государства;

повышение активности участия в антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества;

повышение и укрепление уровня доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460  "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, устанавливающая механизмы решения задач, стоящих перед субъектами антикоррупционной деятельности. Наряду  с контролем при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решением кадровых вопросов, вопросов унификации правовых актов путем их оперативного приведения в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции в стратегии акцентирована необходимость обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации, а также активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Начиная с 2009 года во исполнение Национального плана противодействия коррупции (далее - Национальный план), утверждаемого Президентом Российской Федерации каждые два года, на региональном уровне принимается План противодействия коррупции в исполнительных органах Томской области, целью которого является поэтапное решение задач, обозначенных как в Национальном плане, так и в Национальной стратегии противодействия коррупции.

На сегодняшний день в целях реализации региональной антикоррупционной политики сформирована соответствующая нормативная правовая база, полностью отвечающая требованиям федерального законодательства.

Основу антикоррупционного правового регулирования Томской области составляют 22 правовых акта, из них 6 законов Томской области, 12 иных нормативных правовых актов, 4 распорядительных акта Губернатора Томской области.

На уровне муниципальных образований Томской области также разрабатываются и принимаются правовые акты, закрепляющие антикоррупционные стандарты и регулирующие правоотношения в сфере противодействия коррупции. Однако зачастую ввиду отсутствия в федеральных актах четкого регулирования порядка закрепления на уровне органов местного самоуправления тех или иных норм, а также должного механизма контроля  за принятием органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области правовых актов возникает проблема, связанная с принятием органами местного самоуправления правовых актов, не в полной мере соответствующих требованиям федерального законодательства.

Но несмотря на принимаемые государственными органами Томской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области организационные меры по противодействию коррупции анализ состояния правопорядка в регионе показывает, что нарушения антикоррупционного законодательства продолжают носить довольно распространенный характер.

В период 2014 - 2017 годов по данным государственного статистического учета на территории Томской области зарегистрировано 978 преступлений коррупционной направленности (2014 г. - 258, 2015 г. - 258, 2016 г. - 228,  2017 г. - 234), из них выявлено сотрудниками УМВД России по Томской области - 892, УФСБ России по Томской области - 54, УФСИН России по Томской области - 9, УФССП России по Томской области - 9, прокурором - 14.

По результатам рассмотрения уголовных дел анализируемой категории  в 2017 году вынесены обвинительные приговоры в отношении 59 лиц, в том числе осуждены по:

части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -  УК РФ) - 8 лиц (5 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, 1 сотрудник муниципального учреждения, 2 сотрудника банковской организации);

части 4 статьи 159 УК РФ - 5 лиц (1 муниципальный служащий, 1 сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения, 1 директор областного казенного учреждения, 2 лица, выполняющие управленческие функции  в коммерческой организации);

части 3 статьи 160 УК РФ - 14 лиц (1 сотрудник департамента Администрации Томской области, 1 руководитель областного учреждения здравоохранения, 1 директор муниципального казенного учреждения, 1 директор образовательного учреждения, 4 начальника отделений почтовой связи, 5 лиц, выполняющих управленческие функции в некоммерческой организации,  1 сотрудник коммерческой организации);

части 4 статьи 160 УК РФ - 5 лиц (1 лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, 3 сотрудника коммерческой организации,  1 лицо, выполняющее управленческие функции в некоммерческой организации);

части 1 статьи 201 УК РФ - 2 лица (директор муниципального унитарного предприятия, лицо, выполняющее управленческие функции в некоммерческой организации);

части 3 статьи 204 УК РФ - 1 лицо (сотрудник банковской организации);

части 7 статьи 204 УК РФ - 1 лицо (выполняющее управленческие функции в коммерческой организации);

части 1 статьи 285 УК РФ - 2 лица (инспектора дорожно-патрульной службы);

части 2 статьи 285 УК РФ - 1 лицо (глава муниципального образования);

части 2 статьи 286 УК РФ - 1 лицо (глава муниципального образования);

части 2 статьи 290 УК РФ - 1 лицо (сотрудник УФСИН);

части 3 статьи 290 УК РФ - 4 лица (2 инспектора ДПС, 1 сотрудник образовательного учреждения, 1 сотрудник областного учреждения лесопользования);

части 5 статьи 290 УК РФ - 3 лица (сотрудник ФНС, начальник УЭБиПК УМВД, сотрудник образовательного учреждения);

части 1 статьи 291 УК РФ - 1 лицо;

части 3 статьи 291 УК РФ - 2 лица;

части 1 статьи 291.2 УК РФ - 9 лиц.

К административной ответственности за правонарушения коррупционного характера в 2014 - 2015 годах в Томской области привлечено 220 лиц,  в 2016 году - 66 лиц, в 2017 году - 38 лиц.

К дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения привлечено:

в 2014 году - 586 лиц (в том числе в федеральных органах - 37,  в государственных органах Томской области - 7, в органах местного самоуправления - 281, в государственных и муниципальных учреждениях  и организациях - 96, в иных организациях - 155);

в 2015 году - 717 лиц (в том числе в федеральных органах - 173,  в государственных органах Томской области - 23, в органах местного самоуправления - 319, в государственных и муниципальных учреждениях  и организациях - 155, в иных организациях - 47);

в 2016 году - 741 лицо (в том числе в федеральных органах - 141, в органах местного самоуправления - 308, в государственных и муниципальных учреждениях и организациях - 151, в иных организациях - 104);

в 2017 году - 603 лица (в том числе в федеральных органах - 164, в органах исполнительной власти субъекта - 8, в органах местного самоуправления - 256,  в государственных и муниципальных учреждениях - 67, в других организациях - 108).

По данным статистики более 85% дисциплинарных взысканий  в государственных органах Томской области применяются представителями нанимателя по причине представления государственными гражданскими служащими недостоверных и/или неполных сведений о доходах, расходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера, что является следствием постепенного расширения перечня оснований для проведения проверки достоверности и полноты представляемых сведений и общей тенденции  к ужесточению антикоррупционного законодательства. Применено  46% дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих  по результатам проверок, проведенных на основании информации, поступившей  от органов прокуратуры, 54% - на основании информации, представленной работниками кадровых служб исполнительных органов  Томской области либо лицами указанных органов, ответственными за работу  по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного кафедрой социологии философского факультета Томского государственного университета в октябре - ноябре 2017 года среди населения Томской области, уровень коррупции оценивается жителями региона как средний  (37% респондентов). При этом сферами с наиболее высоким распространением коррупции респондентами названы строительство (29%), жилищно-коммунальное хозяйство (26%), правоохранительная система (25%), распределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (24%), здравоохранение (21%), образование (20%). Необходимо отметить,  что согласно результатам опроса 15% респондентов имели реальный опыт столкновения с коррупцией. В целом существующая система борьбы с коррупцией оценивается как неэффективная большинством опрошенных (65%) и только 15% признают ее эффективность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»