Недействующий

О внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 26.11.2014 № 433а


Приложение
к постановлению Администрации
Томской области
 от 23.03.2018 № 115а



Государственная программа
"Эффективное управление региональными финансами, государственными
закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"

Паспорт
государственной программы "Эффективное управление региональными
финансами, государственными закупками и совершенствование
межбюджетных отношений в Томской области"

Наименование государствен-ной программы

Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государствен-ной программы                                   

Департамент финансов Томской области

Соисполнители государствен-ной программы     

Департамент финансов Томской области;

Департамент государственного заказа Томской области

Участники государствен-ной программы         

Департамент финансов Томской области;

Департамент государственного заказа Томской области;

Комитет государственного финансового контроля Томской области

Цель социально-экономического развития Томской области,
на реализацию которой направлена государствен-ная программа

Эффективное управление регионом

Цель государ-ственной программы

Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками
и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области

Показатели цели государ-ственной программы
и их значения
(с детализа-цией по годам реализации)   

Показатели цели

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами (степень качества)

II

II

II

II

II

II

II

II

Доля средств, сэкономленных
при осуществлении закупок товаров,
работ, услуг
для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств (%)

7,7

11,0

7,0

7,0

7,0

7,0

7,0

7,0

Задачи государ-ственной программы

Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности
и прозрачности региональных финансов.

Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области.

Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета.

Задача 4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования
на территории Томской области.
Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области

Показатели задач государ-ственной программы
и их значения
(с детализа-цией по годам реализации)

Показатели задач

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности
и прозрачности региональных финансов

Доля расходов консолидированного бюджета Томской области, формируемых
в рамках программ,
в общем объеме расходов консолидированного бюджета Томской области (%)

52

55

60

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области

Доля ассигнований, выделяемых
в виде субвенций, субсидий, дотаций местным бюджетам
по утвержденным методикам,
в общем объеме ассигнований, предоставляемых
в этих формах (%)

80

80

85

85

90

90

90

90

Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета

Спред кредитного рейтинга Томской области к суверенному рейтингу Российской Федерации (ступени)

5

4

3

3

?4

?4

?4

?4

Отношение объема государственного долга на конец года
к годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (%)

45

54

57

56

?56

?51

?50

?50

Задача 4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования
на территории Томской области

Доля жителей Томской области, осведомленных
о действующей
в Томской области инфраструктуре повышения финансовой грамотности (%)

10

12

15

17

20

20

20

20

Количество граждан, охваченных мероприятиями
по повышению финансовой грамотности (человек)

8000

10000

12000

15000

15000

15000

15000

15000

Численность населения Томской области, вовлеченного
в обсуждение бюджетных решений (человек)

-

-

-

-

-

1250

2000

2500

Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области

Доля обоснованных жалоб на действия/
бездействие уполномоченного учреждения
по закупкам, проведенным уполномоченным учреждением (%)

10,6

0

5

4,8

4,6

4,4

4,2

4

Подпрограммы государ-ственной программы

Подпрограмма 1 "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области".
Подпрограмма 2 "Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области".
Подпрограмма 3 "Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета".
Подпрограмма 4 "Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования на территории Томской области".
Подпрограмма 5 "Управление государственными закупками Томской  области".
Обеспечивающая подпрограмма

Ведомственные целевые программы, входящие
в состав государ-ственной программы (далее - ВЦП)

ВЦП 1 "Создание условий для интеграции Томской области в информационную систему "Электронный бюджет".
ВЦП 2 "Совершенствование профессиональных знаний государственных гражданских служащих в сфере повышения эффективности бюджетных расходов".
ВЦП 3 "Создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения".
ВЦП 4 "Эффективное управление государственным долгом Томской области".
ВЦП 5 "Создание и развитие на территории Томской области системы эффективных
и доступных инструментов повышения финансовой грамотности и вовлечения населения
в обсуждение бюджетных решений".
ВЦП 6 "Оптимизация процесса определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
в рамках централизации закупок Томской области"

Сроки реализации государ-ственной программы

2015 - 2020 годы

Объем
и источники финанси-рования государ-ственной программы
(с детализа-цией по годам реализации, тыс. рублей)   

Источники

Всего

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

феде-ральный бюджет
(по согла-сованию) (прогноз)

4796760,0

926203,5

883188,0

897214,8

787238,5

683675,0

619240,2

областной бюджет  

44777685,4

5575008,1

6309042,1

6511490,7

7181988,2

8705676,5

10494479,8

местные бюджеты   
(по согла-сованию) (прогноз)

7500,0

-

-

-

2500,0

2500,0

2500,0

внебюд-жетные      
источники
(по согла-сованию) (прогноз)

3750,0

-

-

-

1250,0

1250,0

1250,0

всего
по источникам        

49585695,4

6501211,6

7192230,1

7408705,5

7972976,7

9393101,5

11117470,0

     
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Государственная программа направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580, "Эффективное управление регионом". Вместе с тем ответственное, эффективное  и прозрачное управление региональными финансами, государственными закупками, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения  с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета; при достижении данных целей органами государственной власти Томской области осуществляются закупочные процедуры.

Наблюдавшееся в последние годы замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.

По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов  в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам 2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область  по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год  и превышает среднее значение по регионам Сибирского федерального округа  на 3,4%.

Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень до уровня "ВВ-".

Сложная экономическая ситуация в российской экономике повлияла  на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов и в 2014 году.

Консолидированный бюджет Томской области исполнен с дефицитом  в 6,0 млрд. рублей, областной бюджет - практически с предельным дефицитом  в размере 5,4 млрд. рублей (14,6% к собственным доходам), обусловленным,  в первую очередь, невыполнением плана по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в сумме 3,5 млрд. рублей.

В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 и 2014 годах исполнен без нарушений бюджетного законодательства по предельным объемам дефицита и государственного долга.

Вместе с тем дефицитное исполнение областного бюджета за последние годы (2012 - 2016 годы) привело к росту государственного долга Томской области с 6,9 млрд. рублей до 25,7 млрд. рублей, долговая нагрузка возросла с 25% до 56%. Областной бюджет на 2017 год также принят с дефицитом. По итогам 2017 года дефицит составил 69%.

Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.

Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается,  у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.

В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.

При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.

В 2017 году на решение вопросов местного значения из областного бюджета выделено 13 млрд. рублей.

Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.

Настоящая государственная программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий  для сбалансированности местных бюджетов.

Кроме того, данной государственной программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области и вовлечение население  в обсуждение и принятие бюджетных решений. Данному направлению придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.

В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним  из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.

Вовлечение населения в обсуждение и принятие бюджетных решений через механизм инициативного бюджетирования, как показывает практика ряда регионов, также ведет к существенным положительным социально-экономическим изменениям: повышение эффективности бюджетных расходов, замедление оттока населения из депрессивных территорий, повышение доверия населения к власти, рост удовлетворенности населения качеством жизни.

На эффективность работы органов государственной власти Томской области в части использования бюджетных средств в целом значительно влияет и уровень качества осуществления государственных закупок.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон  № 44-ФЗ), который принципиально меняет подходы к осуществлению государственных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур,  а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок.

Основными показателями, характеризующими сферу государственных закупок, являются:

доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств. За 2014 - 2016 годы указанный показатель изменялся незначительно: в 2014 году - 11%, в 2015 году - 12,35% и в 2016 году - 10,8%;

доля обоснованных жалоб на действия/бездействие заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), комиссии. За 2014 -  2016 годы указанный показатель не превышал 20%: 2014 год - 8,9%, 2015 год - 0% и 2016 год - 1,9%.

Анализ сферы государственных закупок позволяет выделить следующие проблемы: