Государственная программа
"Эффективное управление региональными финансами, государственными
закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"
Паспорт
государственной программы "Эффективное управление региональными
финансами, государственными закупками и совершенствование
межбюджетных отношений в Томской области"
Наименование государствен-ной программы | Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" (далее - государственная программа) | |||||||||||||
Ответственный исполнитель государствен-ной программы | Департамент финансов Томской области | |||||||||||||
Соисполнители государствен-ной программы | Департамент финансов Томской области; Департамент государственного заказа Томской области | |||||||||||||
Участники государствен-ной программы | Департамент финансов Томской области; Департамент государственного заказа Томской области; Комитет государственного финансового контроля Томской области | |||||||||||||
Цель социально-экономического развития Томской области, | Эффективное управление регионом | |||||||||||||
Цель государ-ственной программы | Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками | |||||||||||||
Показатели цели государ-ственной программы | Показатели цели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации по качеству управления региональными финансами (степень качества) | II | II | II | II | II | II | II | II | ||||||
Доля средств, сэкономленных | 7,7 | 11,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | ||||||
Задачи государ-ственной программы | Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области. Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета. Задача 4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования | |||||||||||||
Показатели задач государ-ственной программы | Показатели задач | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности | ||||||||||||||
Доля расходов консолидированного бюджета Томской области, формируемых | 52 | 55 | 60 | 96,5 | 96,5 | 96,5 | 96,5 | 96,5 | ||||||
Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области | ||||||||||||||
Доля ассигнований, выделяемых | 80 | 80 | 85 | 85 | 90 | 90 | 90 | 90 | ||||||
Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета | ||||||||||||||
Спред кредитного рейтинга Томской области к суверенному рейтингу Российской Федерации (ступени) | 5 | 4 | 3 | 3 | ?4 | ?4 | ?4 | ?4 | ||||||
Отношение объема государственного долга на конец года | 45 | 54 | 57 | 56 | ?56 | ?51 | ?50 | ?50 | ||||||
Задача 4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования | ||||||||||||||
Доля жителей Томской области, осведомленных | 10 | 12 | 15 | 17 | 20 | 20 | 20 | 20 | ||||||
Количество граждан, охваченных мероприятиями | 8000 | 10000 | 12000 | 15000 | 15000 | 15000 | 15000 | 15000 | ||||||
Численность населения Томской области, вовлеченного | - | - | - | - | - | 1250 | 2000 | 2500 | ||||||
Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области | ||||||||||||||
Доля обоснованных жалоб на действия/ | 10,6 | 0 | 5 | 4,8 | 4,6 | 4,4 | 4,2 | 4 | ||||||
Подпрограммы государ-ственной программы | Подпрограмма 1 "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области". | |||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие | ВЦП 1 "Создание условий для интеграции Томской области в информационную систему "Электронный бюджет". | |||||||||||||
Сроки реализации государ-ственной программы | 2015 - 2020 годы | |||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||||
феде-ральный бюджет | 4796760,0 | 926203,5 | 883188,0 | 897214,8 | 787238,5 | 683675,0 | 619240,2 | |||||||
областной бюджет | 44777685,4 | 5575008,1 | 6309042,1 | 6511490,7 | 7181988,2 | 8705676,5 | 10494479,8 | |||||||
местные бюджеты | 7500,0 | - | - | - | 2500,0 | 2500,0 | 2500,0 | |||||||
внебюд-жетные | 3750,0 | - | - | - | 1250,0 | 1250,0 | 1250,0 | |||||||
всего | 49585695,4 | 6501211,6 | 7192230,1 | 7408705,5 | 7972976,7 | 9393101,5 | 11117470,0 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы
Государственная программа направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580, "Эффективное управление регионом". Вместе с тем ответственное, эффективное и прозрачное управление региональными финансами, государственными закупками, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета; при достижении данных целей органами государственной власти Томской области осуществляются закупочные процедуры.
Наблюдавшееся в последние годы замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.
По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам 2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год и превышает среднее значение по регионам Сибирского федерального округа на 3,4%.
Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень до уровня "ВВ-".
Сложная экономическая ситуация в российской экономике повлияла на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов и в 2014 году.
Консолидированный бюджет Томской области исполнен с дефицитом в 6,0 млрд. рублей, областной бюджет - практически с предельным дефицитом в размере 5,4 млрд. рублей (14,6% к собственным доходам), обусловленным, в первую очередь, невыполнением плана по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в сумме 3,5 млрд. рублей.
В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 и 2014 годах исполнен без нарушений бюджетного законодательства по предельным объемам дефицита и государственного долга.
Вместе с тем дефицитное исполнение областного бюджета за последние годы (2012 - 2016 годы) привело к росту государственного долга Томской области с 6,9 млрд. рублей до 25,7 млрд. рублей, долговая нагрузка возросла с 25% до 56%. Областной бюджет на 2017 год также принят с дефицитом. По итогам 2017 года дефицит составил 69%.
Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.
Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается, у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.
В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.
При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.
В 2017 году на решение вопросов местного значения из областного бюджета выделено 13 млрд. рублей.
Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.
Настоящая государственная программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий для сбалансированности местных бюджетов.
Кроме того, данной государственной программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области и вовлечение население в обсуждение и принятие бюджетных решений. Данному направлению придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.
В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.
Вовлечение населения в обсуждение и принятие бюджетных решений через механизм инициативного бюджетирования, как показывает практика ряда регионов, также ведет к существенным положительным социально-экономическим изменениям: повышение эффективности бюджетных расходов, замедление оттока населения из депрессивных территорий, повышение доверия населения к власти, рост удовлетворенности населения качеством жизни.
На эффективность работы органов государственной власти Томской области в части использования бюджетных средств в целом значительно влияет и уровень качества осуществления государственных закупок.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), который принципиально меняет подходы к осуществлению государственных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок.
Основными показателями, характеризующими сферу государственных закупок, являются:
доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств. За 2014 - 2016 годы указанный показатель изменялся незначительно: в 2014 году - 11%, в 2015 году - 12,35% и в 2016 году - 10,8%;
доля обоснованных жалоб на действия/бездействие заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), комиссии. За 2014 - 2016 годы указанный показатель не превышал 20%: 2014 год - 8,9%, 2015 год - 0% и 2016 год - 1,9%.
Анализ сферы государственных закупок позволяет выделить следующие проблемы: