(с изменениями на 17 февраля 2020 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Томской области от 17 февраля 2020 года № 72а
постановлением Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 345а
________________________________________________________________
В целях совершенствования нормативных правовых актов, приведения нормативных правовых актов в соответствие с Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 174-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
постановляю:
1. Пункт утратил силу с 01 января 2020 года - постановление Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 345а. - См. предыдущую редакцию.
2. Пункт утратил силу - постановление Администрации Томской области от 17 февраля 2020 года № 72а. - См. предыдущую редакцию.
3. Пункт утратил силу - постановление Администрации Томской области от 17 февраля 2020 года № 72а. - См. предыдущую редакцию.
4. Пункт утратил силу - постановление Администрации Томской области от 17 февраля 2020 года № 72а. - См. предыдущую редакцию.
И.о. временно исполняющего обязанности
Губернатора Томской области
А.М.Рожков
Государственная программа
"Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области | |||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области | |||||||||||||||||||
Соисполнители государственной программы | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; Департамент архитектуры и строительства Томской области | |||||||||||||||||||
Участники государственной программы | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; Департамент архитектуры и строительства Томской области | |||||||||||||||||||
Цель социально-экономического развития Томской области, | Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала | |||||||||||||||||||
Цель государственной программы | Создание условий для развития физической культуры и спорта, эффективной молодежной политики в Томской области | |||||||||||||||||||
Показатели цели государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации) | Показатели цели | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||||||
1. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % | 18,9 | 18,8 | 18,8 | 19 | 25,5 | 27,5 | 29,5 | 32 | ||||||||||||
2. Удельный вес молодежи (14 - 30 лет) с активной гражданской позицией в общей численности населения данной возрастной группы, % | 49 | 38 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | ||||||||||||
Задачи государственной программы | Задача 1. Создание условий для развития массового спорта. Задача 2. Создание условий для развития спорта высших достижений. Задача 3. Повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры в Томской области. Задача 4. Создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи | |||||||||||||||||||
Показатели задач государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации) | Показатели задач | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||||||
Задача 1. Создание условий для развития массового спорта | ||||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 1. Доля граждан, занимающихся физической культурой | 8 | 10 | 10,4 | 16,4 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||||
Показатель 2 задачи 1. Доля учащихся | 40,9 | 42,6 | 44,3 | 60,2 | 63 | 67 | 71 | 75 | ||||||||||||
Показатель 3 задачи 1. Доля лиц | 6,7 | 4,5 | 4,6 | 8,65 | 7,5 | 8,3 | 9,8 | 14,7 | ||||||||||||
Задача 2. Создание условий для развития спорта высших достижений | ||||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 2. Численность спортсменов Томской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, чел. | 31 | 40 | 68 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | ||||||||||||
Задача 3. Повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры в Томской области | ||||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 3. Уровень обеспеченности населения, проживающего на территории Томской области, спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, % | 25,4 | 25 | 28 | 28 | 35 | 38 | 40 | 43 | ||||||||||||
Задача 4. Создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи | ||||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 4. Доля молодежи | 30 | 48 | 36 | 40 | 40 | 42 | 44 | 46 | ||||||||||||
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие физической культуры и массового спорта". Подпрограмма 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва". Подпрограмма 3 "Расширение сети спортивных сооружений". Подпрограмма 4 "Создание условий для развития эффективной молодежной политики в Томской области". Обеспечивающая подпрограмма | |||||||||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы (далее - ВЦП) | ВЦП 1 "Создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой". ВЦП 2 "Совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и создание условий, направленных на увеличение числа перспективных спортсменов". ВЦП 3 "Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах области" | |||||||||||||||||||
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы | |||||||||||||||||||
Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) | Источники | Всего | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||||||||
федеральный бюджет | 20 929,2 | 7 201,3 | 7 591,7 | 6 136,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||
областной бюджет | 2 469 903,8 | 520 110,7 | 427 547,9 | 388 184,8 | 399 686,8 | 374 686,8 | 359 686,8 | |||||||||||||
местные бюджеты (по согласованию (прогноз) | 47 245,9 | 33 476,8 | 3 202,7 | 50,0 | 6 010,5 | 4 505,9 | 0,0 | |||||||||||||
внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||
всего по источникам | 2 538 078,9 | 560 788,8 | 438 342,3 | 394 371,0 | 405 697,3 | 379 192,7 | 359 686,8 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы,
в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа "Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области" (далее - Программа) реализуется в сфере физической культуры и спорта, а также в сфере государственной молодежной политики.
Анализ вышеуказанных сфер возможен по следующим наиболее значимым направлениям деятельности:
создание условий для развития массового спорта;
создание условий для развития спорта высших достижений;
повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры;
создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи.
Данные направления определены в качестве основных задач настоящей Программы и соответствуют основным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в соответствии с федеральным законодательством.
Также обозначенные выше направления соответствуют целевым приоритетным направлениям деятельности, определенным Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Томской области), а так же Стратегией развития социальной сферы Томской области до 2022 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2013 № 1531 "О Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года" (далее - Стратегия развития социальной сферы Томской области).
Качественная реализация мероприятий по указанным направлениям способствует достижению цели социально-экономического развития Томской области - повышению уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накоплению человеческого капитала.
Томская область расположена в географическом центре Сибири - в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Сибирского федерального округа (далее - СФО). Граничит на юге с Кемеровской и Новосибирской областями, на юго-западе - с Омской областью, на западе, северо-западе и севере - с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на северо-востоке и востоке - с Красноярским краем.
В рамках мероприятий по развитию физической культуры и спорта и молодежной политики Томская область активно взаимодействует с вышеуказанными регионами. В частности большинство спортивных соревнований, в которых принимают участие спортсмены Томской области, проводятся на территории данных субъектов Российской Федерации. Практикуется совместная подготовка высококвалифицированных спортсменов на основании соглашений между субъектами Российской Федерации.
Численность населения Томской области по состоянию на 01.01.2016 составляла 1 076 800 человек (на 01.01.2013 - 1 064 245 человек), за последние три года (с 2013 года по 2015 год) в регионе отмечается увеличение численности населения на 12 555 человек. На фоне возрастающей численности населения основные показатели, характеризующие развитие физической культуры и спорта, также имеют положительную динамику.
Основным относительным показателем уровня развития физической культуры и спорта является "Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %". Указанный показатель является интегральным, поскольку отражает уровень развития массового спорта, а также влияет на результативность в сфере спорта высших достижений. Кроме этого, рост данного показателя возможен при наличии соответствующей спортивной инфраструктуры.
В последнее десятилетие в Томской области наблюдается систематический рост значений данного показателя. В 2006 году он составлял 9,2%, в 2016 году - 26,5%. За последние три года (2014 - 2016 гг.) темп роста показателя составляет 7,7% (таблица 1). В абсолютных единицах с 2014 года по 2016 год (три года) количество жителей Томской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось с 187 942 человека до 266 605 человек (+78 663 человека).
Вместе с тем сравнительный анализ значений показателя "Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %" Томской области с аналогичными значениями иных субъектов Российской Федерации показывает, что Томская область уступает среднероссийским значениям, а также средним значениям по СФО.
С 2013 года по 2016 год показатель "Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %" увеличился:
на общероссийском уровне с 27,5% до 31,9% (+4,4%);
на уровне СФО с 26,4% до 30,2% (+3,8%)
по Томской области с 17% до 20,3% (+3,3%).
Позитивные тенденции наблюдаются и в основном относительном показателе "Удельный вес молодежи (14 - 30 лет) с активной гражданской позицией в общей численности населения данной возрастной группы, %", характеризующем уровень развития молодежной политики.
На территории Томской области проживают более 80 национальностей, в том числе малочисленные народы - чулымцы и кеты, насчитывающие менее 100 человек. Несмотря на это, официально признанные национальные виды спорта в Томской области отсутствуют.
Принимая во внимание многонациональность региона, в рамках мероприятий по молодежной политике значительное внимание уделяется формированию в молодежной среде толерантного отношения к представителям иных национальностей, религиозной и этнической принадлежности.
Плотность населения Томской области составляет 3,4 человека на 1 кв. км при общей площади региона 314,4 тыс. кв. км.
В состав Томской области входят 4 городских округа (Томск, Стрежевой, Кедровый, ЗАТО Северск), 16 муниципальных районов (Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский), включающих в себя 3 городских и 117 сельских поселений, 578 сельских населенных пунктов.
Негативными факторами, влияющими на возможности жителей участвовать в региональных физкультурных мероприятиях, спортивных соревнованиях и молодежных мероприятиях, проводимых в большинстве случаев в г. Томске, являются низкая плотность населения большинства муниципальных образований и низкая транспортная доступность целого ряда сельских населенных пунктов, особенно в весенний период.
Развитие массового спорта
Массовый спорт - это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Таким образом, существующая система массового спорта представляет собой две взаимосвязанные составляющие - систему массовых физкультурно-спортивных мероприятий и систему систематических занятий граждан массовым спортом.
Создание условий для развития массового спорта осуществляется посредством взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере физической культуры и спорта и муниципальных органов управления в сфере физической культуры и спорта.
Согласно действующему законодательству создание условий для развития массового спорта относится к вопросам местного значения.
В целях содействия реализации вышеуказанных полномочий в Томской области исполняется Закон Томской области от 13 декабря 2006 года № 314-ОЗ "О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта". В рамках данного закона муниципальным образованиям Томской области из областного бюджета ежегодно предоставляются субсидии на оплату труда инструкторов по физической культуре и спорту, а также на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для их деятельности.
С целью привлечения различных категорий населения к систематическим занятиям физическими упражнениями по месту жительства инструкторы осуществляют агитационно-пропагандистскую работу с населением, формируют группы для организованных занятий, приобретают спортивный инвентарь и несут ответственность за его сохранность, проводят физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, обеспечивая при этом безопасность здоровья и жизни граждан. Работа осуществляется в течение всего календарного года в независимости от каникул и отпусков во внеурочное время в помещениях общеобразовательных школ, детских садов, во дворах, на стадионах, в домах культуры и т.д. В процессе работы инструкторы непосредственно по месту жительства организовывают досуг, обучают подвижным (дворовым) играм и командным видам спорта, проводят эстафеты, конкурсы и соревнования среди дворовых команд, туристические походы, беседы, викторины, спортивные праздники. В настоящее время в ходе реализации вышеуказанного закона стали формироваться отдельные специализированные направления деятельности инструкторов: детско-юношеский спорт, спорт инвалидов, работа с трудными подростками. Ежегодно инструкторами проводится более 6 000 физкультурно-спортивных мероприятий, в которых принимают участие более 200 000 человек.