ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2013 года № 1531


О Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года




Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области «О Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года», внесенный Губернатором Томской области,

Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Стратегию развития социальной сферы Томской области  до 2022 года согласно приложению.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
        О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 31.10.2013 № 1531


Стратегия развития социальной сферы
Томской области до 2022 года


1. Основные понятия, применяемые в Стратегии развития
социальной сферы Томской области до 2022 года



В целях настоящей Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года (далее - Стратегия) применяются следующие основные понятия:

социальная сфера - совокупность отраслей экономики, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, молодежной политики;

социальная политика - комплекс мер, реализуемых государственными институтами в целях развития отраслей социальной сферы для повышения социальной стабильности в обществе, повышения уровня благосостояния населения, формирования и выполнения социальных гарантий граждан;

человеческий капитал - интенсивный производительный фактор развития экономики, включающий знания, образование и здоровье трудовых ресурсов;

социальные риски - потенциальные проблемы в течении жизни человека: болезнь или травматизм, инвалидность, потеря кормильца, безработица, вынужденная миграция, утрата жилья, бедность;

социальная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социальным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.;

креативный класс - социальная группа населения, представители среднего класса, участники основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности нешаблонного решения задач. Для людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы;

ваучерное финансирование - система, при которой средства равномерно распределяются не на учреждения, а непосредственно получателям социальной услуги в виде ваучера. Гражданин сам размещает свой ваучер в выбранное учреждение. В результате основным оценщиком качества социальной услуги и оказывающего данную услугу учреждения становится не вышестоящий орган, а сам потребитель.

     


2. Стратегия развития социальной сферы
Томской области до 2022 года - общие подходы


Современный этап экономического развития ставит новые задачи перед социальной политикой государств и регионов. Вступление развитых государств в постиндустриальную, инновационную стадию существенно трансформирует условия глобальной конкуренции. Именно соответствие этим новым условиям будет в принципиальном плане определять успех той или иной территории, выбравшей данный вектор развития. Социальная сфера в его рамках играет принципиально иную роль, чем в рамках индустриального общества.

Ключевым ресурсом развития современной экономики становится человеческий капитал. Именно его характеристики являются критически важным фактором в создании конкурентных преимуществ территории, обеспечении ее лидерских позиций.

В настоящее время в социальной сфере выстраивается политика, основанная на отношении к человеку как к активу, в который государство вкладывает деньги. Происходит переход от понятия «человеческие ресурсы» к понятию «человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма самовозрастания этого вида капитала. Человек сам является субъектом собственного развития, при достижении определенного качества человеческого капитала у него формируется потребность вкладывать собственные силы и средства в самосовершенствование. Задачей государства в этих условиях является формирование среды, которая в наибольшей мере могла бы пробудить в нем эти потребности, и создание максимально благоприятных условий для их удовлетворения в многообразных формах в соответствии с личными предпочтениями отдельных людей.

Привлекательность территории для населения во многом определяет ее инвестиционную привлекательность и перспективы развития экономики. При этом качество жизни на территориях, претендующих на инновационное лидерство и вступающих в глобальную конкуренцию за креативный класс, играет решающую роль. Новая экономика развивается, в первую очередь, там, где созданы комфортные условия для жизни, творческого взаимодействия и развития. Особенно важным является создание привлекательной жизненной среды для молодёжи, которая наиболее мобильна и стоит перед выбором места приложения своих способностей и талантов.

Реализация мер по сокращению бедности, повышению уровня социальной поддержки семей с детьми и уровня оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать росту среднего класса, что в свою очередь увеличит потребность в социальных услугах. Таким образом, качество, многообразие и доступность социальных услуг, их инновационный характер являются важнейшими факторами, формирующими конкурентные преимущества территории.

Социальный сектор становится также важнейшим фактором развития экономики. Услуги образования, здравоохранения, культуры, других отраслей социальной сферы выступают не просто способами реализации социальных гарантий населению, но и ключевыми отраслями экономического развития. Это существенный фактор роста экономики через развитие сферы потребления.

Для Томской области это предъявляет к развитию социальной сферы требования, характерные для инновационных территорий, вступающих в глобальную конкуренцию.

Цель развития Томской области, заявленная в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года, - высокий уровень благосостояния населения и стандартов качества жизни через:

1) создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения;

2) превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха.

Благоприятные условия для жизни, работы и отдыха населения на территории Томкой области являются важнейшим фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала. Превращение человеческого капитала в основной производительный и социальный фактор развития современного общества обусловило необходимость формирования новых приоритетов развития, направленных на создание условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала населения.

Стратегия, позволяющая использовать социальный сектор для наращивания конкурентных преимуществ территории, является позитивным фактором перспективного развития Томской области.

Ограничением для развития отраслей социальной сферы в предыдущие годы выступал тот факт, что являясь достаточно экономически развитым регионом, Томская область имела экстремально низкую бюджетную обеспеченность. Подушевые расходы консолидированного регионального бюджета области (с учетом индекса бюджетных расходов) являлись одними из самых низких как в Сибирском федеральном округе (далее - СФО), так и в Ассоциации инновационных регионов. Так, Томская область отставала от лидера по СФО в 2010 году (Кемеровская область) по данному показателю в 1,5 раза, от лидера по Ассоциации инновационных регионов (Республика Татарстан) - более чем в 2 раза.

Реализация национальных проектов и федеральных программ модернизации образования и здравоохранения способствовала привлечению в эти отрасли значительных средств (в 2011-2012 годах на реализацию этих программ из всех источников было привлечено 8,4 млрд. рублей). С 2012 года происходит увеличение объёмов финансирования социальных отраслей в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: выделяются средства на доведение заработной платы отдельных работников бюджетной сферы до средней по экономике региона к 2018 году (требуемый объём дополнительных расходов - более 22 млрд. рублей), а также на развитие инфраструктуры дошкольного образования (3,2 млрд. рублей до 2018 года).  Таким образом, приоритетными направлениями развития социальной сферы определены образование и здравоохранение.

В то же время, повышение заработной платы учителей и врачей, инвестиции в капитальные вложения являются предпосылкой решения ряда проблем, но не достаточным для этого условием. Качество образовательных и медицинских услуг связано не только с уровнем оплаты и оснащения, но и с повышением эффективности функционирования соответствующих отраслей. Без проведения в них структурных реформ значительные бюджетные вложения окажутся безрезультатными.  

В целях повышения эффективности бюджетных расходов определены новые подходы для развития социальной сферы.

1. Если раньше человек учился только до определённого возраста, а со здравоохранением имели дело только больные, то теперь услуги данных отраслей оказываются востребованными на протяжении всей жизни. Это определяет необходимость создать предпосылки для формирования непрерывного характера социальной услуги.

2. В связи с тем, что население всё активнее формирует образовательные траектории и механизмы поддержания здоровья, возникает необходимость создания возможности для придания индивидуального характера социальной услуге.

3. Социальная услуга приобретает глобальный характер. Образовательные и лечебные организации конкурируют не только с аналогичными организациями региона, но и страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. В этих условиях главной задачей повышения эффективности является обеспечение конкурентоспособности социальных отраслей.

4. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо разрабатывать и широко применять некапиталоёмкие инструменты повышения качества и объёма предоставляемых услуг.

5. Для всех отраслей социальной сферы возрастает необходимость привлечения ресурсов других участников рынка социальных услуг к достижению общих целей. Это могут быть как коммерческие организации, так и бюджеты других уровней.

Источниками финансирования Стратегии являются средства федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетные средства.

Основные направления реализации Стратегии определяются следующими нормативными правовыми актами:

1) социальные Указы Президента Российской Федерации от 2012 года;

2) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года  № 761;

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

4) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

5) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р;

6)    Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2567-р;

7) Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2511-р;

8) Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2553-р;

9) Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2149-р;

10)  приказ Минздрава России от 28 июня 2013 года № 420 «Об утверждении Программы мероприятий по охране здоровья матери и ребенка»;

11)  постановление Государственной Думы Томской области от 27 октября 2005 года № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)».

На период до 2022 года целевые показатели Стратегии ориентированы на обеспечение конкурентоспособности Томской области с географически близкими регионами (СФО), а также с другими инновационными регионами. Обеспечение конкурентоспособности по отношению к г. Москве и г. Санкт-Петербургу, а также к зарубежным инновационным центрам, является задачей, выходящей за рамки данного временного интервала.


3. Цели и задачи развития социальной сферы Томской области


Целью развития социальной сферы Томской области является качественный и конкурентоспособный человеческий капитал.

Достижение цели развития социальной сферы Томской области предполагает решение следующих основных задач.

1. Повышение качества и расширение многообразия социальных услуг, предоставляемых на территории области.

2. Обеспечение доступа населения к социальным услугам в соответствии с индивидуальными потребностями и запросами.

3. Максимальное использование потенциала социального сектора для развития экономики.

4. Расширение возможностей для самореализации личности.

Целевым показателем Стратегии принят специально разработанный интегральный показатель «Индекс развития социальной сферы» (далее - ИРСС), объединяющий значения двенадцати наиболее значимых показателей целей и задач всех отраслей социальной сферы.

Для определения значения ИРСС предварительно для каждого показателя рассчитываются индексы за отчетный год. Значение ИРСС за 2012 год принимается равным нулю (базовый год мониторинга), за 2022 год - равным единице. Промежуточные значения индекса по годам, находящиеся в диапазоне между нулём и единицей, будут отражать степень достижения целевого значения.

ИРСС рассчитывается ежегодно, характеризует степень достижения наиболее значимых показателей стратегии и отражает динамику развития между измерениями.

Прогресс в реализации цели определяется позитивной динамикой ИРСС во времени.

Перечень показателей, на основе которых рассчитывается ИРСС, а также формулы расчёта приведены в приложениях к Стратегии.


4. Основные принципы социальной политики Томской области


Реализация социальной политики Томской области основана на следующих основных принципах.


1.      Принцип целевой направленности. Социальная политика Томской области направлена на решение стратегических целей и задач, стоящих перед регионом в целом. Стратегия является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), позволяя обеспечить высокие стандарты качества жизни на территории области, создание конкурентоспособного человеческого капитала.


2. Принцип приоритета интересов потребителей социальных услуг (клиентоориентированность). Социальная политика Томской области исходит из необходимости обеспечить максимально возможное качество и разнообразие услуг на территории области, используя для этого как ресурсы бюджетной сети, так и альтернативные способы предоставления услуг: привлечение частного сектора, инициативы и самоорганизации населения и т.п. Деятельность органов управления отраслями социальной сферы определяется необходимостью не поддержания и развития организаций бюджетной сети, а обеспечения максимального удовлетворения интересов потребителей услуг.


3. Принцип баланса доступности и качества социальных услуг. Социальная политика ориентируется на усиление доступности качественных услуг для населения области в целом за счет роста объёма их предоставления в мобильных и дистанционных формах; снижения для населения области барьеров доступа к услугам; обеспечения доступа талантливых детей к высококачественному образованию. При этом не допускается снижения доступности для населения тех услуг, территориальная отдаленность которых может привести к существенному снижению качества жизни на территориях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»