Мероприятие 2.1. Разработка и принятие нормативной документации по регулированию отношений в сфере пассажирских перевозок.
Несмотря на большое количество документов, регламентирующих работу транспортной системы, законодательная и нормативно-правовая базы на региональном и местном уровне недостаточны для эффективного регулирования и управления в области городского пассажирского транспорта, что негативно сказывается на качестве обслуживания населения.
Действующих нормативных правовых актов недостаточно для осуществления взаимодействия перевозчиков различных форм собственности с государственными и муниципальными органами управления, в том числе в части предоставления им равных возможностей участия на рынке пассажирских перевозок. У перевозчиков, работающих на одном маршруте, различные условия и сроки действия договоров, заключенных с Заказчиком перевозок. Введение в действие системы безналичного расчета, установки на транспортных средствах системы ГЛОНАСС, необходимость изменения системы учета пассажиропотока потребуют скоординированных действий управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска как Заказчика перевозок с другими органами местного самоуправления по разработке необходимой нормативно-правовой документации.
Мероприятие 2.2. Оказание информационно-справочных услуг по работе пассажирского транспорта (телефон, почта, сайт), обработка жалоб пассажиров. Несовершенство системы организации и контроля пассажирских перевозок приводит к многочисленным нарушениям расписания и схемы движения, проезду мимо остановок, неуважительному поведению со стороны водителей, отсутствию в салоне кондуктора.
Для устранения подобных нарушений в работе городского пассажирского транспорта, своевременного реагирования на обращения граждан необходимо развивать возможности по оказанию информационно-справочных услуг и обработке жалоб пассажиров.
Мероприятие 2.3. Формирование тарифной политики в сфере городских пассажироперевозок на всех видах общественного транспорта.
Наряду с утверждением и разработкой новой маршрутной схемы общественного транспорта города Томска будет проведена экспертиза тарифов на все виды перевозок независимым аудитором.
Мероприятие 2.4. Предоставление субсидии юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Томск».
В целях повышения заинтересованности основного муниципального предприятия в росте показателей пассажироперевозок предлагается одновременно с утверждением новой маршрутной схемы и утверждением экономически обоснованного тарифа на все виды перевозок осуществлять субсидирование ТГУ МП «ТТУ» в виде разницы экономически обоснованного тарифа и утвержденного тарифа.
Согласно предварительным расчетам в течение срока действия программы необходимы следующие средства, направляемые в рамках субсидии на обеспечение населения города Томска услугами электрического транспорта:
Таблица 1
Предоставление субсидии юридическим и физическим лицам в
целях финансового обеспечения затрат, связанных с
осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим
транспортом на территории муниципального образования
«Город Томск»
Наименование статей | Ед. изм. | Факт 2013 | Плановый период | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
Пассажиропоток | тыс. чел. | 22993,0 | 22993,0 | 25600,0 | 25600,0 | 25600,0 | 28800,0 | 31800,0 | 34800,0 |
Утвержденный тариф на перевозку | руб. | 7,00 / 10,00 | 10,00 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 18,0 | 19,0 | 20,0 |
Экономически обоснованный тариф | руб. | 17,50 | 19,34 | 22,69 | 22,39 | 23,48 | 23,69 | 19,88 | 20,71 |
Возмещение на одного пассажира (2013 - 2015 гг. - справочно) | руб. | 12,97 | 9,34 | 7,69 | 6,39 | 6,48 | 5,69 | 0,88 | 0,71 |
СУБСИДИЯ ТГУМП «ТТУ», тыс. руб.: | 298219,2 | 214702,1 | 196832,0 | 163568,0 | 165796,1 | 163800,0 | 28140,0 | 24600,0 |
Существенный объем субсидии в 2015 - 2016 гг. необходим предприятию для погашения обязательств по кредитам, вызванных убытками 2010 - 2012 гг., и перехода на субсидирование в зависимости от пассажиропотока.
Требуется выделение предприятию 100000,0 тыс. руб. для финансового оздоровления - погашения банковских кредитов (учтено в размере субсидии). В последующие годы субсидия значительно снижается за счет реализации мероприятий Программы.
Мероприятие 2.5. Внедрение автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда «Электронный билет» в общественном транспорте.
В целях совершенствования системы учета оплаты проезда в общественном транспорте в рамках Программы будет внедрена технология «электронных платежей», преимущества которой: удобство использования, возможность внедрения мультитарифных форм расчета, точный автоматизированный учет количества перевезенных пассажиров и пассажиропотока (в том числе пассажиров, перевезенных по единым социальным проездным билетам) позволят осуществлять компенсацию доходов транспортным предприятиям в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан, дадут возможность прогнозировать и оптимизировать доходные и расходные части городского бюджета.
В рамках программы предлагается внедрить систему «Электронный билет» на базе муниципального предприятия с последующим развитием системы на все виды перевозок в городе Томске.
Эксплуатация подобных систем в других регионах России выявила ряд существенных недостатков - увеличение времени расчетов, появление кассовых разрывов, ограниченность применения, низкая функциональность, отказ частных перевозчиков от внедрения. В настоящее время появляются новые системы расчетов. В рамках программы предлагается создание постоянно действующей рабочей группы по внедрению данного проекта с целью отбора оптимального варианта. Срок: 2014 - 2015 гг. На втором этапе предполагается внедрение проекта на базе ТГУ МП «ТТУ». Срок: 2016 - 2017 гг.
На третьем этапе - подключение частных перевозчиков к системе. Срок: 2018 - 2020 гг.
Мероприятие 2.6. Приобретение подвижного состава муниципального общественного транспорта, в том числе со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для лиц с ограниченными возможностями.
Расчет затрат на приобретение электротранспорта был осуществлен исходя из вместимости троллейбусного и трамвайного депо, открытия новых маршрутов, темпов подготовки водительского состава, а также из текущего состояния подвижного состава ТГУМП «ТТУ».
Форма приобретения - закупка товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Срок проведения закупки первой партии - 2-й квартал 2017 г. Вместе с тем в случае появления финансовых возможностей необходимо ускорить приобретение троллейбусов с автономным ходом для скорейшего открытия маршрута в микрорайоне Зеленые Горки и обеспечения возможности продления действующих маршрутов по улицам, где отсутствует возможность строительства контактной сети (ул. Нахимова, выход на Иркутский тракт и др.). Предполагается приобретение 34 единиц электротранспорта в течение срока действия программы.
Заключение договоров лизинга нецелесообразно ввиду существенного удорожания приобретаемого имущества, а также отсутствия необходимости ускоренной амортизации.
По мере изменения модельного ряда производителей за период действия программы стоимость затрат может быть уточнена в установленном порядке путем внесения в программу соответствующих изменений.