Государственная программа «Развитие молодежной политики,
физической культуры и спорта в Томской области»
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области | |||||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области | |||||||||||||||||
Соисполнители государственной программы | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; | |||||||||||||||||
Участники государственной программы | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; | |||||||||||||||||
Цель социально-экономического развития Томской области, | Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала | |||||||||||||||||
Цель государственной программы | Создание условий для развития физической культуры и спорта, эффективной молодежной политики | |||||||||||||||||
Показатели цели государственной программы и их значения (с детализацией по годам реализации) | Показатели цели | 2013 год (факт) | 2014 год (факт) | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||||
1. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой | 18,9 | 18,8 | 18,8 | 19 | 20 | 21 | 23 | 25 | ||||||||||
2. Удельный вес молодежи (14 - 30 лет) | 49 | 38 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | ||||||||||
Задачи государственной программы | Задача 1. Создание условий для развития массового спорта. | |||||||||||||||||
Показатели задач государственной программы и их значения | Показатели задач | 2013 год (факт) | 2014 год (факт) | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||||
Задача 1. Создание условий для развития массового спорта | ||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 1. Количество участников официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий, проведенных | 26 280 | 29 501 | 26 280 | 29 500 | 29 500 | 29 500 | 29 500 | 30 000 | ||||||||||
Задача 2. Создание условий для развития спорта высших достижений | ||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 2. Численность спортсменов Томской области, включенных в список кандидатов | 31 | 40 | 68 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | ||||||||||
Задача 3. Повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями | ||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 3. Уровень обеспеченности населения, проживающего на территории Томской области, спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, % | 25,4 | 25 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | ||||||||||
Задача 4. Создание условий | ||||||||||||||||||
Показатель 1 задачи 4. Доля молодежи | 30 | 48 | 36 | 40 | 40 | 42 | 44 | 46 | ||||||||||
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта». | |||||||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы (далее - ВЦП) | ВЦП 1 «Создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой». | |||||||||||||||||
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы | |||||||||||||||||
Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) | Источники | Всего | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||||||||
федеральный бюджет | 14 793,0 | 7 201,3 | 7 591,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||
областной бюджет | 2 391 206,2 | 520 110,7 | 437 159,5 | 358 506,5 | 358 476,5 | 358 476,5 | 358 476,5 | |||||||||||
местные бюджеты | 36 679,5 | 33 476,8 | 3 202,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||
внебюджетные источники | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||
всего по источникам | 2 442 678,7 | 560 788,8 | 447 953,9 | 358 506,5 | 358 476,5 | 358 476,5 | 358 476,5 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной
программы, в том числе основные проблемы в указанной сфере
и прогноз ее развития
Государственная программа «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Томской области» (далее - Программа) реализуется в сфере физической культуры и спорта, а также в сфере государственной молодежной политики.
Анализ вышеуказанных сфер возможен по следующим наиболее значимым направлениями деятельности:
создание условий для развития массового спорта;
создание условий для развития спорта высших достижений;
повышение обеспеченности населения спортивными сооружениями и улучшение спортивной инфраструктуры;
создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи.
Данные направления определены в качестве основных задач настоящей Программы и соответствуют основным направлениям реализации государственной политики Российской Федерации в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в соответствии с федеральным законодательством.
Также обозначенные выше направления соответствуют целевым приоритетным направлениям деятельности, определенным Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года» (далее - Стратегия социально-экономического развития Томской области), и Стратегией развития социальной сферы Томской области до 2022 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2013 № 1531 «О Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года» (далее - Стратегия развития социальной сферы Томской области).
Качественная реализация мероприятий по указанным направлениям способствует достижению цели социально-экономического развития Томской области - повышению уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накоплению человеческого капитала.
Томская область расположена в географическом центре Сибири - в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Входит в состав Сибирского федерального округа (далее - СФО). Граничит на юге с Кемеровской и Новосибирской областями, на юго-западе - с Омской областью, на западе, северо-западе и севере - с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на северо-востоке и востоке - с Красноярским краем. Таким образом, в рамках мероприятий по развитию физической культуры и спорта и молодежной политики Томская область активно взаимодействует с вышеуказанными регионами. В частности, большинство спортивных соревнований, в которых принимают участие спортсмены Томской области, проводятся на территории данных субъектов. Практикуется совместная подготовка высококвалифицированных спортсменов на основании соглашений между субъектами Российской Федерации.
Численность населения Томской области по состоянию на 01.01.2015 составляла 1 074 500 человек (на 01.01.2013 - 1 064 245 человек). Таким образом, за последние три года (с 2013 по 2015 годы) отмечается увеличение численности населения области на 10 255 человек. На фоне возрастающего количества населения основные показатели, характеризующие развитие физической культуры и спорта, также имеют положительную динамику.
Так, основным относительным показателем уровня развития физической культуры и спорта является «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %». Указанный показатель является интегральным, поскольку отражает уровень развития массового спорта, а также влияет на результативность в сфере спорта высших достижений. Кроме этого, рост данного показателя возможен при наличии соответствующей спортивной инфраструктуры. В последнее десятилетие в Томской области наблюдается систематический рост значений данного показателя. Так, в 2006 году он составлял 9,2%, в 2015 году - 20,3%. За последние три года (2013 - 2015 гг.) темп роста показателя в среднем составляет 1,1% (таблица 1). В абсолютных единицах количество жителей Томской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, за три года (с 2013 по 2015 годы) увеличилось с 181 413 человек до 204 388 человек (+22 975 человек).
Вместе с тем сравнительный анализ значений показателя «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %» Томской области с аналогичными значениями иных субъектов Российской Федерации показывает, что Томская область уступает среднероссийским значениям, а также средним значениям по СФО.
Так, с 2013 по 2015 годы показатель «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, %» увеличился:
на общероссийском уровне с 27,5% до 31,9% (+4,4%);
на уровне СФО с 26,4% до 30,2% (+3,8%);
по Томской области с 17% до 20,3% (+3,3%).
Позитивные тенденции также наблюдаются и в основном относительном показателе «Удельный вес молодежи (14 - 30 лет) с активной гражданской позицией в общей численности населения данной возрастной группы, %», характеризующем уровень развития молодежной политики.
На территории Томской области проживают более 80 национальностей, в том числе малочисленные народы - чулымцы и кеты, насчитывающие менее 100 человек. Несмотря на это официально признанные национальные виды спорта в Томской области отсутствуют.
Принимая во внимание многонациональность региона, в рамках мероприятий по молодежной политике повышенное внимание уделяется формированию в молодежной среде толерантного отношения к представителям иных национальностей, религиозной и этнической принадлежностей.
Плотность населения Томской области составляет 3,4 человека на 1 кв. км при общей площади региона 314,4 тыс. кв. км.
В состав Томской области входят 4 городских округа (Томск, Стрежевой, Кедровый, ЗАТО Северск), 16 муниципальных районов (Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский), включающих в себя 3 городских и 117 сельских поселений, 578 сельских населенных пунктов.
Негативными факторами, влияющими на возможности жителей участвовать в региональных физкультурных мероприятиях, спортивных соревнованиях и молодежных мероприятиях, проводимых в большинстве случаев в городе Томске, являются низкая плотность населения большинства муниципальных образований и низкая транспортная доступность целого ряда сельских населенных пунктов, особенно в весенний период, которая негативно сказывается на возможности жителей участвовать в указанных соревнованиях и мероприятиях.