С 2012 года реализация комплекса мероприятий по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью осуществляется в рамках муниципальной программы «Безопасный Город» на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 30.08.2011 № 947 «Об утверждении городской долгосрочной целевой программы «Безопасный Город» на 2012 - 2014 годы».
Сохраняющийся длительное время на территории муниципального образования «Город Томск» высокий уровень преступности, который оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности, в последние пять лет неуклонно снижается.
Основные стратегические показатели в сфере обеспечения безопасности в срезе центральных городов Сибирского федерального округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование муниципального образования | Отдельные показатели в сфере обеспечения безопасности, ед. | |||||||
Количество зарегистрированных преступлений | Количество раскрытых преступлений | Количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности | Количество имущественных преступлений | |||||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | 2013 | 2014 | 2013 | 2014 | |
г. Томск | 10639 | 9925 | 5069 | 4332 | 2030 | 2035 | 7671 | 6752 |
г. Кемерово | 15820 | 14408 | 6523 | 6425 | 3072 | 3120 | 10508 | 9266 |
г. Красноярск | 24977 | 23279 | 10531 | 10608 | 6234 | 6230 | 13064 | 11447 |
г. Новосибирск | 49339 | 46547 | 24801 | 23248 | 13461 | 12357 | 32762 | 30587 |
Сведения о состоянии преступности в г. Томске за 2011-2013 годы
Таблица2
2012 г. | +/- % | 2013 г. | +/- % | |
Зарегистрировано преступлений (всего) | 12 902 | 4,2 | 10639 | -17,5 |
население (тыс. человек) | 528,7 | 7,1 | 569,5 | 9,2 |
уровень преступности на 100 тыс. человек | 2302 | 33 | 1868 | -18,8 |
Раскрываемость по установленным лицам | 41,15 | 2,28 | 40,78 | -0,37 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 42,3 | 2,7 | 42,9 | 0,6 |
зарегистрировано тяжких преступлений | 3242 | 43,3 | 1540 | -44,5 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 59,0 | 10,7 | 46,79 | -9,4 |
зарегистрировано особо тяжких преступлений | 2775 | 828 | 490 | 4,9 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 62,72 | 14,24 | 30,17 | -9,4 |
зарегистрировано убийств | 38 | 35,7 | 45 | 18,4 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 82,4 | -4,9 | 90,3 | 7,9 |
зарегистрировано краж | 7133 | 1,0 | 5730 | -19,7 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 30,5 | 2,9 | 33,8 | 3,3 |
зарегистрировано квартирных краж | 508 | 16,2 | 286 | 43,7 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 49,3 | -3,0 | 62,7 | 13,4 |
зарегистрировано краж АМТ | 130 | -10,3 | 100 | -23,1 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 27,6 | 9,2 | 33,0 | 5,4 |
зарегистрировано угонов транспортных средств | 271 | -17 | 188 | -30,6 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 47,7 | 0,2 | 64,9 | 17,2 |
зарегистрировано грабежей | 1100 | -7,3 | 881 | -19,9 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 36,7 | 2,9 | 39,2 | 2,5 |
зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков | 436 | 58,9 | 729 | 5,2 |
с целью сбыта | 503 | 47,9 | 492 | -2,2 |
раскрываемость по расследованным преступлениям | 40,4 | -5,4 | 45,9 | 5,5 |
зарегистрировано в общественных местах | 6184 | 6,2 | 5166 | -16,5 |
удельный вес от зарегистрированных | 48,6 | 0,7 | ||
зарегистрировано уличных преступлений | 4101 | 7,3 | 3386 | 17,4 |
удельный вес от зарегистрированных | 31,8 | 0,9 | 31,8 | 0 |
совершено несовершеннолетними | 203 | -31,2 | 205 | 1,0 |
удельный вес от расследованных преступлений | 3,7 | -2,2 | 4,5 | 0,8 |
совершено ранее совершавшими | 3044 | 5,9 | 2576 | -15,4 |
удельный вес от расследованных преступлений | 56 | -1,8 | 56,6 | 0,6 |
совершено в группе | 421 | 58,9 | 338 | -19,7 |
удельный вес от расследованных преступлений | 7,7 | 2,4 | 7,4 | -0,3 |
совершено в алкогольном опьянении | 638 | 24,6 | 871 | 36,5 |
удельный вес от расследованных преступлений | 11,7 | 1,4 | 19,1 | 7,4 |
Этому способствовали многочисленные профилактические мероприятия, проводимые сотрудниками УМВД России по г. Томску, органами местного самоуправления. С начала 2013 года проведено около 4000 агитационно-разъяснительных бесед, организованы и проведены рабочие встречи с собственниками 9702 объектов, направлено около пяти десятков писем юридическим лицам с предложением услуг отдела вневедомственной охраны.
Предпринимаемые УМВД России по г. Томску, совместно с органами местного самоуправления меры, направленные на профилактику уличной преступности, позволили сохранить её на уровне 2012 года 31,8 % (аналогичный показатель прошлого года (далее - АППГ)-31,8 %; область с 23,2 % до 23,0 %). Количество преступлений, совершённых на улицах, сократилось на 17,4 %.
Приняты меры к повышению эффективности использования в охране общественного порядка ведомственных сегментов АПК «Безопасный город». На территории г. Томска в системе АПК «Безопасный город» в местах массового пребывания граждан размещено 53 видеокамеры и 9 кнопок экстренного вызова полиции системы «Гражданин-полиция». В течение 2013 года с помощью системы АПК «Безопасный город» раскрыто 6 преступлений (видеонаблюдение-5, «тревожные кнопки»-1) и выявлено 127 административных правонарушений (видеонаблюдение-122, тревожные кнопки-5).
Снизилось число краж, совершённых на улицах на 35,3%, в том числе краж из автомобилей на 26,7 %. Раскрываемость уличных преступлений составила 34,97 %.
Общая раскрываемость преступлений по итогам 2013 года составила 42,9 %, это выше, чем в прошлом году - 42,3 %. Данный результат является ниже среднеобластного показателя (53,06%), но выше, чем в УМВД России ЗАТО Северск (38,5 %).
Анализ стратегических показателей в сфере обеспечения безопасности показывает, что с начала 2013 года имеет место положительная динамика - сокращается количество зарегистрированных преступлений, количество преступлений совершенных на улицах и в общественных местах города, растет раскрываемость преступлений.
Мероприятиями программы предусматривается совместная работа правоохранительных органов, администраций районов, предприятий, организаций и общественных объединений города по взаимодействию и координации усилий, направленных на профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка и безопасности.
В частности мероприятия подпрограммы «Профилактика правонарушений» на 2015-2020 годы направлены на:
- создание целостной системы профилактики правонарушений на базе современных технологий охраны правопорядка с использованием систем информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов;
- определение структуры межнациональных отношений в г. Томске, выявления проблем в сфере межнациональных отношений. На органы местного самоуправления ложится задача по определению возможностей для снижения угрозы межнациональных конфликтов.
- повышение эффективности совместных усилий правоохранительных органов и органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и предприятий, общественных объединений по обеспечению общественной безопасности и правопорядка. В условиях реального сокращения численности сотрудников органов внутренних дел необходимо широкое привлечение общественности к поддержанию общественного порядка, в том числе через создание и развитие движения - добровольных народных дружин.
- обеспечение необходимого уровня профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма. Объективно, что в целях профилактики экстремизма и терроризма необходимо, в том числе шире использовать возможности СМИ, что также отражено в мероприятиях подпрограммы.
- снижение уровня «бытовой» и рецидивной преступности, улучшить профилактику правонарушений, в том числе в среде несовершеннолетних и молодежи. В целях качественного решения проблем охраны общественного порядка во вновь возводимых и строящихся микрорайонах города необходимо приобретение и ввод в эксплуатацию новых участковых пунктов полиции.
Оценка возникающих рисков в процессе реализации подпрограммы
На динамику показателей подпрограммы могут повлиять следующие риски:
- недостаточность взаимодействия либо нескоординированность действий органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности;
- правовой нигилизм населения, осознание юридической безответственности за совершенные правонарушения;
- изменение в негативном направлении экономической ситуации в городе Томске, которое может привести к росту безработицы и снижению доходов населения.