Государственная программа
"Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области»
Паспорт
государственной программы "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений
в Томской области"
Наименование государствен-ной программы | Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками | ||||||||||||||||
Ответствен-ный исполнитель государствен-ной программы | Департамент финансов Томской области | ||||||||||||||||
Соисполни-тели государствен-ной программы | Департамент финансов Томской области; Департамент государственного заказа Томской области | ||||||||||||||||
Участники государствен-ной программы | Департамент финансов Томской области; Департамент государственного заказа Томской области; Комитет государственного финансового контроля Томской области | ||||||||||||||||
Цель социально-экономичес-кого развития Томской области, | Эффективное управление регионом | ||||||||||||||||
Цель государствен-ной программы | Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками | ||||||||||||||||
Показатели цели государствен-ной программы | Показатели цели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||||||
Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации | II | II | II | II | II | II | II | II | |||||||||
Доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств (%) | 7,7 | 11,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | |||||||||
Задачи государствен-ной программы | Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области. Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета. Задача 4. Повышение финансовой грамотности в Томской области. Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области | ||||||||||||||||
Показатели задач государствен-ной программы | Показатели задач | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||||||
Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности | |||||||||||||||||
Доля расходов консолидирован-ного бюджета Томской области, формируемых | 52 | 55 | 60 | 70 | 75 | 75 | 75 | 75 | |||||||||
Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области | |||||||||||||||||
Доля ассигнований, выделяемых | 80 | 80 | 85 | 85 | 90 | 90 | 90 | 90 | |||||||||
Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета | |||||||||||||||||
Спред кредитного рейтинга Томской области к суверенному рейтингу Российской Федерации (ступени) | 3 | 3 | 3 | 5? | 5? | 5? | 5? | 5? | |||||||||
Задача 4. Повышение финансовой грамотности в Томской области | |||||||||||||||||
Доля жителей Томской области, осведомленных | 10 | 12 | 15 | 17 | 20 | 20 | 20 | 20 | |||||||||
Количество граждан, охваченных мероприятиями по повышению финансовой грамотности (человек) | 8 000 | 10 000 | 12 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | |||||||||
Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области | |||||||||||||||||
Доля обоснованных жалоб | 10,6 | 0 | 5 | 4,8 | 4,6 | 4,4 | 4,2 | 4 | |||||||||
Подпро-граммы государствен-ной программы | Подпрограмма 1 "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области». Подпрограмма 2 "Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области». Подпрограмма 3 "Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета». Подпрограмма 4 "Повышение финансовой грамотности в Томской области». Подпрограмма 5 "Управление государственными закупками Томской области». Обеспечивающая подпрограмма | ||||||||||||||||
Ведомствен-ные целевые программы, входящие | ВЦП 1 "Создание условий для интеграции Томской области в информационную систему "Электронный бюджет». | ||||||||||||||||
Сроки реализации государствен-ной программы | 2015 - 2020 годы | ||||||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||||||
федераль-ный бюджет | 5 342 143,5 | 926 203,5 | 883 188,0 | 883 188,0 | 883 188,0 | 883 188,0 | 883 188,0 | ||||||||||
областной бюджет | 69 142 044,1 | 5575008,1 | 6968580,8 | 11635432,9 | 14987674,1 | 14987674,1 | 14987674,1 | ||||||||||
местные бюджеты | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
внебюджет-ные | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
всего по источникам | 74 484 187,6 | 6501211,6 | 7851768,8 | 12 518 620,9 | 15 870 862,1 | 15 870 862,1 | 15 870 862,1 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"(далее - Программа) направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580, "Эффективное управление регионом». Вместе с тем, ответственное, эффективное и прозрачное управление региональными финансами, государственными закупками, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета; при достижении данных целей органами государственной власти Томской области осуществляются закупочные процедуры.
Наблюдавшееся в последние годы замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.
По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам 2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год и превышает среднее значение по регионам Сибирского федерального округа на 3,4%.
Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень до уровня "ВВ-».
Сложная экономическая ситуация в российской экономике повлияла на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов и в 2014 году.
Консолидированный бюджет Томской области исполнен с дефицитом в 6,0 млрд. рублей, областной бюджет - практически с предельным дефицитом в размере 5,4 млрд. рублей (14,6% к собственным доходам), обусловленным, в первую очередь, невыполнением плана по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в сумме 3,5 млрд. рублей.
В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 и 2014 годах исполнен без нарушений бюджетного законодательства по предельным объемам дефицита и государственного долга.
Вместе с тем дефицитное исполнение областного бюджета за последние годы (2012 - 2014 годы) привело к росту государственного долга Томской области с 6,9 млрд. рублей до 19,9 млрд. рублей, долговая нагрузка возросла с 25% до 54%. При этом средняя долговая нагрузка региональных бюджетов в Сибирском федеральном округе сложилась на уровне 50%, всех субъектов Российской Федерации - 35%. Областной бюджет на 2015 год также принят с дефицитом. Согласно Закону Томской области от 23 декабря 2014 года № 193-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"прогнозируемый дефицит областного бюджета в 2015 году составляет 3,8 млрд. рублей, в 2016 году - 4,2 млрд. рублей, 2017 году - 5,2 млрд. рублей.
Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.
Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается, у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.
В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.
При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.
В 2014 году на решение вопросов местного значения из областного бюджета выделено 11,7 млрд. рублей.
Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.
Настоящая Программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий для сбалансированности местных бюджетов.
Кроме того, данной Программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области. Данное направление управления региональными финансами является довольно новым, однако в настоящее время ему придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.
В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.
На эффективность работы органов государственной власти Томской области в части использования бюджетных средств в целом значительно влияет и уровень качества осуществления государственных закупок.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон № 44-ФЗ), который принципиально меняет подходы к осуществлению государственных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок.
Основными показателями, характеризующими сферу государственных закупок, являются:
доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств. За 2012 - 2014 годы указанный показатель изменялся незначительно: в 2012 году - 8,0%, в 2013 году - 7,7% и в 2014 году - 11%;
доля обоснованных жалоб на действия/бездействие заказчика, уполномоченного органа, комиссии за 2012 - 2014 годы не превышал 20%: 2012 год - 1,28%, 2013 год - 10,6% и 2014 год - 8,9%.
Анализ сферы государственных закупок позволяет выделить следующие проблемы:
значительное расширение сферы регулирования Закона № 44-ФЗ (от планирования до аудита);