«Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденная решением Думы города Томска от 27.06.2006 № 224, разрабатывалась в 2004-2005 годы при участии Фонда «Институт экономики города», Фонда «Агентство развития Томской области» и администрации Города Томска. Финансовую поддержку проекту оказали Администрация Томской области, администрация Города Томска, а также Агентство США по международному развитию (USAID). Основные положения Стратегии формулировались семью тематическими экспертными группами, в работе которых приняли участие более 200 томичей - специалисты городской и областной администраций, депутаты Думы Города Томска, руководители городских предприятий и вузов, предприниматели, представители некоммерческих организаций, журналисты.
С 2007 года администрацией Города Томска проводится мониторинг реализации Стратегии, результаты которого размещены на официальном портале администрации Города Томска в разделе «Экономика» ().
Опыт реализации первого этапа Стратегии (2006 - 2012 гг.) оказался достаточно результативным и доказал обоснованность сформированных в Стратегии главных векторов городского развития. Об этом свидетельствует рост численности и доходов городского населения, динамично меняющийся облик города Томска, а также стабильная инвестиционная активность бизнеса. Однако Стратегия не может быть статичным документом и должна корректироваться с учетом достигаемых результатов и возникающих новых общественных потребностей. Изменения во внешней среде должны своевременно отражаться в Стратегии в виде уточнения приоритетных направлений и среднесрочных задач развития муниципального образования «Город Томск».
Актуализация Стратегии обусловлена произошедшими существенными изменениями внешних факторов, определяющих дальнейшее развитие муниципального образования «Город Томск» (далее по тексту также - Город Томск), а именно:
На федеральном уровне приняты важнейшие стратегические документы:
• Принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
• Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
• Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;
• Распоряжением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 22-р одобрена новая Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» (далее -«ИНО Томск») и утверждён план мероприятий («дорожная карта») по её реализации в 2015 - 2020 годах;
• Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - «майские» указы Президента РФ) определили важнейшие задачи и целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
• В 2013 году Министерство экономического развития Российской Федерации разработало Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2030 года.
На межрегиональном уровне: произошел качественный «прорыв» городов Сибири и Дальнего Востока в процессе повышения геоэкономической конкурентоспособности формирование крупных агломераций (Красноярская, Иркутская и др.). Работа с городскими пространствами в логике агломерирования создала на отдельных территориях платформу для существенного увеличения их финансирования из федерального бюджета, способствовала росту инвестиционных вложений местных и привлеченных в регионы бизнес-структур. На областном уровне:
• принят Закон Томской области от 12.03.2015 № 24-ОЗ «О стратегическом планировании в Томской области»;
• Постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 утвержден обновленный вариант Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030
года;
• началась разработка Концепции социально-экономического и пространственно-территориального развития агломерации «Томск - Северск - Томский район» (далее по тексту -Томская агломерация), подписано межмуниципальное Соглашение о намерениях развития Томской агломерации;
• в 2013 году Законодательной Думой Томской области утверждены Стратегия развития строительного комплекса Томской области на период 2013 - 2022 годы и Стратегия развития социальной сферы Томской области до 2022 года.
Произошли существенные изменения в системе муниципального управления:
• Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» с 2008 года введена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
• в рамках происходящего в Российской Федерации реформирования муниципальных финансов с 2006 года в бюджетный процесс внедряются принципы программно-целевого управления бюджетными расходами;
• на государственном и муниципальном уровнях началась реализация проекта «Электронное Правительство».
С учетом вышеуказанных и других изменений во внешних и внутренних факторах, а также на основе достигнутых к 201 4 году показателей социально-экономического развития Города Томска, администрацией Города Томска проведена работа по актуализации Стратегии.