Государственная программа
«Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных
условий населения Томской области»
Паспорт
государственной программы
«Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных
условий населения Томской области»
Наименование государственной программы | Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий населения Томской области (далее - Государственная программа) | ||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент архитектуры и строительства Томской области | ||||||||||||||||||
Соисполнители государственной программы | Департамент архитектуры и строительства Томской области | ||||||||||||||||||
Участники государственной программы | Департамент архитектуры и строительства Томской области; | ||||||||||||||||||
Цель социально-экономического | Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала | ||||||||||||||||||
Цель государственной | Повышение доступности жилья населению Томской области и улучшение качества жилищных условий населения | ||||||||||||||||||
Показатели цели | Показатели цели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||||||
1. Годовой объем ввода жилья в Томской области, тыс. кв. м | 531,3 | 619,1 | 699,1 | 450 | 420 | 408 | 383 | 672,8 | |||||||||||
2. Объем ввода жилья по стандартам экономического класса, тыс. кв. м | 350,8 | 382,6 | 516,6 | 311,4 | 276,6 | 268,4 | 260,8 | 468,9 | |||||||||||
3. Количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м с учетом среднего совокупного дохода семьи (индекс доступности), лет | 3,34 | 3,24 | 2,94 | 3,0 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,28 | |||||||||||
Задачи | 1. Обеспечение жильем молодых семей в Томской области. | ||||||||||||||||||
Показатели задач | Показатели задач | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||||||
Задача 1. Обеспечение жильем молодых семей в Томской области | |||||||||||||||||||
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия | 265 | 119 | 137 | 225 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
Задача 2. Государственная поддержка в решении жилищной проблемы отдельных категорий граждан, признанных в установленном действующим законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий | |||||||||||||||||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия, | 1 003 | 542 | 341 | 954 | 191 | 182 | 182 | 182 | |||||||||||
Задача 3. Стимулирование развития жилищного строительства в Томской области | |||||||||||||||||||
Обеспеченность населения Томской области жильем, кв. м/чел. | 22,4 | 22,83 | 23,4 | 23,6 | 23,9 | 24,12 | 24,3 | 25,5 | |||||||||||
Задача 4. Эффективная организация работы по обеспечению доступности | |||||||||||||||||||
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда, % | 2,22 | 2,52 | 2,77 | 2,22 | 2,32 | 2,37 | 2,37 | 2,4 | |||||||||||
Задача 5. Переселение жителей Томской области из зон затопления | |||||||||||||||||||
Площадь жилого фонда, расположенная на подтопляемых территориях, | 0 | 0 | 0 | 76,85/0 | 76,85/0 | 76,85/0 | 76,85/0 | 76,85/0 | |||||||||||
Подпрограммы государственной | Подпрограмма 1. Обеспечение жильем молодых семей в Томской области. | ||||||||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной | ВЦП 1 «Совершенствование территориального планирования Томской области». | ||||||||||||||||||
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы | ||||||||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 год | 2020 | |||||||||||
федеральный бюджет | 2 509 764,8 | 552 377,4 | 633 478,0 | 347 272,6 | 325 545,6 | 325 545,6 | 325 545,6 | ||||||||||||
областной бюджет | 2 315 294,3 | 772 310,6 | 1 009 651,5 | 133 129,8 | 133 400,8 | 133 400,8 | 133 400,8 | ||||||||||||
местные бюджеты | 185 746,7 | 71 136,9 | 114 609,8 | - | - | - | - | ||||||||||||
внебюджетные источники | 10 845 074,2 | 2 088 439,6 | 3 113 248,6 | 2 538 030,4 | 927 680,6 | 1 040 661,1 | 1 137 013,9 | ||||||||||||
всего по источникам | 15 855 880,0 | 3 484 264,5 | 4 870 987,9 | 3 018 432,8 | 1 386 627,0 | 1 499 607,5 | 1 595 960,3 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
Государственной программы
Государственная программа разработана в рамках реализации следующих стратегических документов Томской области:
Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года»;
Схемы территориального планирования Томской области, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 № 204а «Об утверждении Схемы территориального планирования Томской области»;
Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2013 - 2022 годы, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.05.2013 № 1232 «О Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2013 - 2022 годы».
Целью Государственной программы является повышение доступности жилья населению Томской области и улучшение качества жилищных условий населения.
Анализ сферы Государственной программы
Площадь жилищного фонда Томской области на 01.01.2014 составляла 23,95 млн. кв. м, в том числе площадь городского жилищного фонда - 17,3 млн. кв. м, площадь сельского жилищного фонда - 6,67 млн. кв. м. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда на 01.01.2014 составил 4,1%.
В 2010 году спад объемов жилищного строительства был преодолен. Начиная с 2011 года наблюдается рост объемов ввода жилья, достичь уровня 2008 года стало возможным только в 2013 году.
В 2014 году было введено 619,1 тыс. кв. м жилья, в том числе индивидуального - 292,7 тыс. кв. м, что составило 116,5% и 171,6% к соответствующему периоду 2013 года. Ввод индивидуального жилья в общем объеме введенного жилья составил 47,3 % (в 2013 году ввод составил 32,1%). Всего в Томской области за 2014 год построено и введено 2283 дома (8061 квартира), в том числе построено и введено индивидуальными застройщиками 2208 домов (2220 квартир).
В 2014 году в Российской Федерации введено в эксплуатацию 81,0 млн. кв. м жилья, в том числе индивидуальными застройщиками - 35,2 млн. кв. м, что составило 114,9% и 114,8% (соответственно) по сравнению с 2013 годом.
В Сибирском федеральном округе (далее - СФО) за прошедший год рост объемов строительства жилья к 2013 году составил 107,7%. Практически во всех регионах СФО ввод жилья в 2014 году превысил прошлогодний уровень, за исключением Иркутской области. По темпам прироста введенного жилья Томская область в СФО занимала 3-е место (116,5% к уровню 2013 года).
О масштабности жилищного строительства в регионе свидетельствует и такой показатель, как ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения. В 2008 - 2014 годах значение этого показателя в Томской области было близким к средним значениям по Российской Федерации. В 2014 году в России на 1000 человек населения ввод жилья составил 554,3 кв. м. В Томской области на 1000 жителей было введено 576,3 кв. м жилья - это 2-е место в СФО после Новосибирской области (ввод на 1000 жителей - 803,8 кв. м).
Кризис, начавшийся в конце 2014 года, приведет к снижению объемов строительства жилья в 2016 году до 573,1 тыс. кв. м или до 82% от уровня 2015 года, резко снизит покупательскую способность населения и, как следствие, возможность улучшения жилищных условий.
В этой связи особое внимание в Государственной программе уделено мероприятиям, связанным с предоставлением государственной поддержки гражданам для улучшения жилищных условий.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в 2014 году на улучшение жилищных условий граждан в Томской области было направлено 994,7 млн. рублей, в том числе 493,6 млн. рублей из средств федерального бюджета и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. В результате свои жилищные условия улучшили 624 семьи (в 2013 году - 1 233 семьи).
В целях повышения доступности жилья населению Томской области и улучшения качества жилищных условий населения разработан комплекс мер государственной поддержки, нацеленных на улучшение качества жилищных условий населения Томской области, в основе которой лежат механизмы привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных ресурсов.
Для повышения доступности жилья населению Томской области и улучшения качества жилищных условий населения необходимо устранить основные системные проблемы, сдерживающие развитие строительного комплекса, в частности достижение поставленной цели Государственной программы. Главными проблемами являются:
отсутствие или не в полной мере реализация комплекса мер, повышающих доступность жилья для населения и стимулирующих устойчивый спрос на рынке жилья на основе развития массового жилищного строительства, в первую очередь строительство жилья, соответствующего стандарту экономического класса;
неразвитость коммунальной и социальной инфраструктуры в районах массового строительства, особенно малоэтажной и индивидуальной застройки, сложности подключения к инженерным сетям, дефицит энергоресурсов, отсутствие механизма возврата средств, вложенных застройщиками в объекты коммунальной инфраструктуры;
отсутствие документов по планировке территории в целях реализации документов территориального планирования (генеральных планов) в муниципальных образованиях Томской области, сдерживающее разработку инвестиционных проектов и комплексного жилищного строительства;
недостаточная автоматизация системы архитектурно-строительного надзора, строительного контроля за деятельностью организаций строительного комплекса, отсутствие механизма, препятствующего возникновению проблемы неисполнения договоров долевого строительства жилья (проблемы «обманутых дольщиков»);
недостаточные темпы роста объемов реновации существующего жилищного фонда, ликвидации ветхого и аварийного фонда, комплексной реконструкции существующей городской застройки;