Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области «О Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 годы», внесенный на рассмотрение Губернатором Томской области,
Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Стратегию развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 годы согласно приложению.
Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В.Козловская
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2013-2022 ГОДЫ
Стратегия развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 годы (далее - Стратегия) является отраслевой стратегией Томской области и определяет стратегические цели, инвестиционные приоритеты и задачи развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 годы.
Стратегия разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), и определяет основные направления развития строительной отрасли в регионе. Стратегия разработана с учетом требований федерального законодательства, изложенных в Градостроительном Кодексе Российской Федерации, Жилищном Кодексе Российской Федерации, Земельном Кодексе Российской Федерации, федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации, с учетом положений региональных нормативных правовых актов, в частности, Закона Томской области от 14 сентября 2009 года № 177-ОЗ «О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области», Закона Томской области от 10 августа 2010 года № 151-ОЗ «О прогнозной деятельности в Томской области».
Стратегия разработана в рамках стратегических направлений развития Томской области. Стратегия, наряду с документами стратегического планирования других отраслей экономики области (Энергетической стратегией Томской области на период до 2020 года, Стратегией развития транспортной системы Томской области в 2008 - 2025 годах, Долгосрочной целевой «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области на 2011-2015 годы» и др.), является частью системы стратегического и отраслевого планирования в регионе (рис. 1) и формирует основу для разработки областных и ведомственных целевых программ, адресных инвестиционных программ в разрезе отраслей и муниципальных образований, инвестиционных проектов.
Рис. 1. Стратегия развития строительного комплекса Томской области в системе документов стратегического и отраслевого планирования
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Строительный комплекс представляет собой сложную межотраслевую производственно-хозяйственную систему, элементами которой являются организации, осуществляющие производство строительных материалов, изделий и конструкций, выполняющие работы по проектированию, возведению и реновации зданий и сооружений.
Строительный комплекс Томской области - это 28,7 тыс. человек работающих, или 5,9 % от общей численности занятых в экономике региона, 1608 строительных организаций, из которых 27 - крупные и средние организации с численностью работников более 100 человек, 207 предприятий по производству строительных материалов и конструкций, 167 проектно-изыскательских организаций. Строительный комплекс Томской области обеспечивает 7,3 % валового регионального продукта (до кризиса эта доля превышала 9 %).
Рис. 2. Доля строительного комплекса* в ВРП
и в общей численности занятых в экономике Томской области в 2011 г.
*Доля в ВРП рассчитана по виду деятельности «Строительство» с добавлением производства строительных материалов и конструкций и оказания услуг»
Несмотря на положительную динамику 1999-2008 годов в Томской области объем подрядных работ не достиг дореформенного уровня и в докризисном 2008 году составил 35961 млн. руб. или, в сопоставимых ценах, 72,6 % от уровня 1990 года (рис. 3). Экономический кризис 2009-2010 годов привел к снижению объемов подрядных работ, и неустойчивый рост 2011 г. вновь сменился падением: в 2012 г. стоимость выполненных подрядных работ составила 39657,5 млн. руб. или 61,0 % от уровня 1990 г.
Рис. 3. Динамика объема подрядных работ в Томской области
Даже в период экономического подъема рост объема подрядных работ, главным образом, связан с влиянием ценового фактора - так, например, в период с 2000 до 2008 года цены на строительно-монтажные работы росли в среднем на 20 % в год. В период экономического кризиса темпы роста цен на строительно-монтажные работы замедлились и были ниже индекса цен производителей промышленной продукции. В 2012 г. индекс цен строительной продукции снизился до минимального значения за период с 1990 года и составил 103,3 %.
Динамика строительного комплекса обусловлена, в первую очередь, динамикой инвестиционной деятельности (рис. 4). В докризисный период объем инвестиций в основной капитал в Томской области, несмотря на абсолютный рост, не достиг показателей плановой экономики и в 2008 году в сопоставимых ценах составил 94,7 % от уровня 1990 года. Отрицательная динамика инвестиций в основной капитал в 2009-2010 гг. обусловлена последствиями финансово-экономического кризиса и, как следствие, снижением инвестиционной активности. За 2011-2012 гг. объем инвестиций в основной капитал увеличился и составил 107930,1 млн. руб. или 95,66 % от уровня 1990 г.
Рис. 4. Инвестиции в основной капитал в Томской области
*Примечание: в 2012 г. объем инвестиций показан в соответствии с оценкой Томскстата.
Рис. 5. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал в Томской области
*Примечание: с 2005 г. данные по ОКВЭД приведены к сопоставимому с ОКОНХ виду; в 2012 г. структура инвестиций рассчитана согласно с оценкой Томскстата.
Отраслевая структура инвестиций (рис. 5) свидетельствует о сохранении сырьевой специализации региона - в добычу полезных ископаемых в 2012 г. было инвестировано 37,3 % от общего объема инвестиций в основной капитал, тогда как в целом по России на эту отрасль в 2012 г. приходилось 14,6 % капитальных вложений.
Инвестиции в основной капитал на душу населения в регионе в 2012 г. составили 101,73 тыс. руб. (среднероссийского показатель - 87,77 тыс. руб. на чел.).
В Томской области, как видно на рис. 6, до 2009 года наблюдался устойчивый рост жилищного строительства. Ввод в действие жилых домов в 2008 году составил 524 тыс. кв. м. и практически достиг уровня 1990 года - 97,5 % (в целом по России этот уровень в 2008 г. составил 103,9 %). В 2009-2010 гг. ввод жилья сокращался под влиянием последствий финансово-экономического кризиса. В 2011-2012 гг. в динамике жилищного строительства наметились позитивные тенденции - объем ввода в действие жилых домов за этот период рос и в 2012 г. достиг 489,7 тыс. кв. м. или 91,2 % от уровня 1990 г., что, однако, ниже среднероссийского показателя - 106,5 %.
Ввод жилья на душу населения в 2011 г. в Томской области составил 0,435 кв. м. на человека (для сравнения: в среднем по России ? 0,436 кв. м, Новосибирская область - 0,553 кв. м., Омская область - 0,426 кв. м,). В 2012 г. ввод жилья на человека в Томской области составил 0,462 кв. м. (в среднем по России ? 0,459 кв. м, Новосибирская область - 0,574 кв. м, Омская область - 0,380 кв. м).
Рис. 6. Ввод жилья в Томской области в тыс. кв. м. жилой площади
и в процентах к 1990 году
В Томской области меньше, по сравнению со среднероссийскими показателями, ввод жилья индивидуальными застройщиками (рис. 7). В 2011 году доля индивидуальных застройщиков в жилищном строительстве Томской области составила 23,5 % от общего ввода жилья в области, а в 2012 году - 23,7 %. Объем индивидуального жилищного строительства в регионе ниже по сравнению со значениями этого показателя во многих регионах Сибирского федерального округа - так, в Кемеровской области ввод индивидуального жилья в 2012 г. составлял от общего ввода 56,7 %, в Омской - 40,6 %, в Красноярском крае - 24,6 %, в Новосибирской области - 26,2 %, в Алтайском крае - 56,8 %, в республике Бурятия - 70,4 %, в республике Алтай 59,5 %, в республике Тыва - 89,5 %.
Рис. 7. Ввод жилья индивидуальными застройщиками в Томской области в тыс. кв. м.
и в процентах от общего ввода жилья в регионе
На платежеспособность населения Томской области на рынке жилой недвижимости определяющее влияние оказывает высокий уровень цен на жилье - цена реализации одного квадратного метра на первичном рынке жилья в докризисный период росла высокими темпами (рис. 8). В условиях кризиса 2009-2010 гг. цены на первичном рынке жилья снизились и составили, соответственно, 35863 и 34019 руб. за один кв. м. В 2011-2012 гг. рост цен на первичном рынке жилья возобновился - в 2011 г. стоимость 1 кв. м. жилой площади достигла 36586 руб., а в 2012 г. - 40407 руб. Средняя удельная цена жилья на вторичном рынке устойчиво превышает цены на первичном рынке: в 2011 г. цена 1 кв. м вторичного жилья в среднем составляла 39045 руб., в 2012 году - 42965 руб. за кв. м. соответственно. Это обусловлено двумя факторами: преобладанием на вторичном рынке сделок с малогабаритным жильем и значительной долей на первичном рынке жилья с так называемой «черновой отделкой», что предполагает значительные послепродажные вложения в доведение нового жилья до потребительского стандарта.
Рис. 8. Динамика цен на первичном рынке жилья в Томской области
Несмотря на снижение цен, доступность жилья для населения Томской области остается на достаточно низком уровне, поскольку темпы роста доходов населения отстают от темпов роста цен на первичном рынке жилья (рис. 9).
Динамика индекса доступности жилья, характеризующего количество лет, необходимых для накопления средств на покупку нового жилья, рассчитанного по общепринятой методике (18 кв. м. на человека для среднестатистической семьи из трех человек), не характеризует реальных инвестиционных возможностей населения, поскольку не учитывает потребительские расходы домохозяйств.
Оценка доступности исходя из средней обеспеченности жильем в регионе (которая в 2011 г. составляла 21,7 кв. м. на человека) и с учетом потребительских расходов показывает, что в действительности среднестатистическому домохозяйству требуется более 10 лет для накопления средств, необходимых на покупку нового жилья (рис. 10).
Годовой оборот первичного рынка жилья в Томской области в 2012 г. составил, по оценкам, 19,8 млрд. руб., что, фактически, соответствует докризисному уровню (в 2008 г. оборот рынка составлял более 22 млрд. руб., в 2007 г. ? около 14 млрд. руб.). Сокращение оборота первичного рынка жилья в 2009-2010 гг. (2009 г. - 15,5 млрд. руб., 2010 г. - 14,9 млрд. руб.) обусловлено ухудшением в условиях кризиса экономической обстановки в регионе и, как следствие, снижением инвестиционного потенциала населения.
Рис. 9. Сравнительная динамика индексов цен на первичном рынке жилья и реальных располагаемых доходов населения Томской области в разах к 2000 г.
*Примечание: в расчетах показателей 2012 г. использована предварительная оценка Томскстата величины реальных располагаемых доходов населения
Рис. 10. Динамика индекса доступности жилья на первичном рынке в Томской области
*Примечание: в расчетах показателей 2012 г. использована предварительная оценка Томскстата величины среднедушевых доходов населения и средних потребительских расходов
Негативное влияние на рынок жилья в период кризиса оказало также сужение рынка жилищного кредитования. В 2009 г. объем выданных физическим лицам жилищных кредитов в Томской области составил 2214,5 млн. руб., в том числе ипотечных кредитов - 1793,2 млн. руб., в то время как в 2008 г. объем жилищных кредитов составлял 8251,1 млн. руб., в том числе ипотечных 7444 млн. руб. (сокращение составило по жилищным кредитам 3,7 раза, по ипотечным - 4,1 раза). В посткризисный период произошло некоторое оживление жилищного кредитования, объем которого с 2010 г. по 2012 г. возрос с 4010 млн. руб. до 9700 млн. руб., в том числе ипотечных кредитов - с 3604 млн. руб. до 9591 млн. руб. (рис. 11). В 2010 г. было зарегистрировано 3267 ипотек жилья, в 2011 г. - 5558 ипотек жилья, в 2012 г. - 7301, что в 4,4 раза больше, чем в 2009 г., или в 2,2 раза больше, чем в 2010 г.
Рис. 11. Динамика жилищного кредитования в Томской области
Средневзвешенная ставка по жилищным кредитам, выданным в Томской области в рублях, на 1.01.2009 составляла 12,6 %, на 1.01.2010 - 15,6 %, по ипотечным кредитам 12,6 % и 14,9 % соответственно. Средневзвешенная ставка по жилищным кредитам, выданным в Томской области в рублях, на 1.01.2011 составляла 13,1 %, по ипотечным кредитам - 13 %. В 2011-2012 гг. средневзвешенная ставка была неизменна и установилась на уровне 11,7 % как по жилищным, так и по ипотечным кредитам.
Кризис значительно повлиял на динамику задела в жилищном строительстве. Если в период до 2007 г. объем незавершенного строительства был относительно стабильным, то в 2007-2009 гг. количество жилых домов, не введенных в плановые сроки в эксплуатацию, значительно возросло (рис. 12), часть строек была законсервирована, что привело к проблеме «обманутых дольщиков».
Снижение инвестиционной активности на первичном рынке жилья в большей степени проявилось в многоэтажном жилищном строительстве, что видно из анализа динамики выданных разрешений на строительство за последние 10 лет (рис. 13).
Рис. 12. Динамика незавершенного жилищного строительства в Томской области
* на 1.01.2012 данные по г. Томску
За годы кризиса (2008-2010 гг.) количество начинаемых за год проектов многоэтажного жилищного строительства сократилось в 5 раз, в то время как количество выдаваемых разрешений на индивидуальное жилищное строительство даже возросло.
Рис. 13. Динамика выдачи разрешений на жилищное строительство в г. Томске
Жилищное строительство является основным видом строительной деятельности в Томской области. Так, из 515 разрешений на строительство, выданных в г. Томске в 2010 г. 388 разрешений (75 %) было выдано на жилищное строительство. В 2011 г. доля разрешений на жилищное строительство составила 70 % (347 из 496 выданных разрешений), в 2012 г. - 60,3 % (313 из 519 выданных разрешений). Это свидетельствует о некотором смещении инвестиционной активности из сферы жилищного строительства в другие сферы экономики.
Отсутствие комплексного подхода к освоению территорий проявилось в значительном отставании объемов инфраструктурного строительства. Так, за период экономических реформ 1991-2010 гг. значительно сократились объемы строительства объектов социальной сферы. Если в 1991 году было введено в действие 1596 мест в дошкольных учреждениях, то в 2004-2008 гг. ввода в действие детских садов вообще не производилось, за 2009-2012 гг. ввод в действие дошкольных учреждений составил 957 мест (табл. 1).
Анализ динамики ввода в действие производственных мощностей и сооружений показывает, что в регионе значительно сократилось строительство таких важнейших объектов инфраструктуры, как высоковольтные линии передачи энергии и автомобильные дороги (табл. 2, 3).