Государственная программа
«Обеспечение доступности жилья и улучшения качества жилищных
условий населения Томской области»
Паспорт
государственной программы
«Обеспечение доступности жилья и улучшения качества жилищных
условий населения Томской области»
Наименование государственной программы | Обеспечение доступности жилья и улучшения качества жилищных условий населения Томской области (далее - Государственная программа) | |||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент архитектуры и строительства Томской области | |||||||||||||||||||||||
Соисполнители государственной программы | Департамент архитектуры и строительства Томской области; | |||||||||||||||||||||||
Участники государственной программы | Департамент архитектуры и строительства Томской области; | |||||||||||||||||||||||
Среднесрочная цель социально-экономического | Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей | |||||||||||||||||||||||
Цель государственной | Повышение доступности жилья населению Томской области и улучшение качества жилищных условий населения | |||||||||||||||||||||||
Показатели цели | Показатели цели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||||||||||
1. Годовой объем ввода жилья в Томской области, тыс. кв. м | 531,3 | 619,1 | 549,3 | 573,1 | 611,4 | 638,2 | 655,0 | 672,8 | ||||||||||||||||
2. Объем ввода жилья | 350,8 | 382,6 | 323,5 | 351,3 | 388,2 | 419,9 | 446,1 | 468,9 | ||||||||||||||||
3. Количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, | 3,34 | 3,24 | 3,53 | 3,49 | 3,46 | 3,40 | 3,34 | 3,28 | ||||||||||||||||
Задачи | 1. Обеспечение жильем молодых семей в Томской области. 2. Государственная поддержка в решении жилищной проблемы отдельных категорий граждан, признанных в установленном действующим законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. 3. Стимулирование развития жилищного строительства в Томской области. 4. Эффективная организация работы по обеспечению доступности и комфортности жилища, формирование качественной жилой среды | |||||||||||||||||||||||
Показатели задач | Показатели задач | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||||||||||
Задача 1. Обеспечение жильем молодых семей в Томской области | ||||||||||||||||||||||||
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия | 265 | 119 | 75 | |||||||||||||||||||||
Задача 2. Государственная поддержка в решении жилищной проблемы отдельных категорий граждан, признанных в установленном действующим законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий | ||||||||||||||||||||||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия | 1003 | 542 | 644 | 324 | 92 | 92 | 92 | 92 | ||||||||||||||||
Задача 3. Стимулирование развития жилищного строительства в Томской области | ||||||||||||||||||||||||
Обеспеченность населения Томской области жильем, кв. м/чел. | 22,4 | 22,64 | 23,26 | 23,67 | 24,12 | 24,58 | 25,04 | 25,50 | ||||||||||||||||
Задача 4. Эффективная организация работы по обеспечению доступности | ||||||||||||||||||||||||
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда, % | 2,2% | 2,59% | 2,2% | 2,3% | 2,4% | 2,4% | 2,4% | 2,4% | ||||||||||||||||
Подпрограммы государственной | Подпрограмма 1. Обеспечение жильем молодых семей в Томской области. | |||||||||||||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной | ВЦП 1. «Совершенствование территориального планирования Томской области». | |||||||||||||||||||||||
Сроки реализации государственной программы | 2015 - 2020 годы | |||||||||||||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 год | 2020 | ||||||||||||||||
федеральный бюджет | 2 724 971,7 | 712 064,6 | 611 961,7 | 418 491,6 | 327 484,6 | 327 484,6 | 327 484,6 | |||||||||||||||||
областной бюджет | 1 304 219,6 | 509 560,4 | 243 824,0 | 137 708,8 | 137 708,8 | 137 708,8 | 137 708,8 | |||||||||||||||||
местные бюджеты | 29 026,9 | 29 026,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||||||
внебюджетные | 5 493 780,4 | 916 139,8 | 684 254,6 | 788 030,4 | 927 680,6 | 1 040 661,1 | 1 137 013,9 | |||||||||||||||||
всего | 9 551 998,6 | 2 166 791,7 | 1 540 040,3 | 1 344 230,8 | 1 392 874,0 | 1 505 854,5 | 1 602 207,3 |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
Государственной программы
Государственная программа разработана в рамках реализации следующих стратегических документов Томской области:
Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)»;
Схемы территориального планирования Томской области, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 № 204а «Об утверждении Схемы территориального планирования Томской области»;
Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2013 - 2022 годы, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.05.2013 № 1232 «О Стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2013 - 2022 годы».
Целью Государственной программы является повышение доступности жилья населению Томской области и улучшение качества жилищных условий населения.
1.1. Анализ сферы реализации Государственной программы
Площадь жилищного фонда Томской области на 01.01.2014 составляла 23,95 млн. кв. м, в том числе площадь городского жилищного фонда - 17,3 млн. кв. м, площадь сельского жилищного фонда - 6,67 млн. кв. м. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда на 01.01.2014 составил 4,1%.
В 2010 году спад объемов жилищного строительства был преодолен. Начиная с 2011 года наблюдается рост объемов ввода жилья, достичь уровня 2008 года стало возможным только в 2013 году.
В 2014 году было введено 619,1 тыс. кв. м жилья, в том числе индивидуального - 292,7 тыс. кв. м, что составило 116,5% и 171,6% к соответствующему периоду 2013 года. Ввод индивидуального жилья в общем объеме введенного жилья составил 47,3 % (в 2013 году ввод составил 32,1%). Всего в Томской области за 2014 год построено и введено 2283 дома (8061 квартира), в том числе построено и введено индивидуальными застройщиками 2208 домов (2220 квартир).
В 2014 году в Российской Федерации введено в эксплуатацию 81,0 млн. кв. м жилья, в том числе индивидуальными застройщиками - 35,2 млн. кв. м, что составило 114,9% и 114,8% (соответственно) по сравнению с 2013 годом.
В Сибирском федеральном округе (далее - СФО) за прошедший год рост объемов строительства жилья к 2013 году составил 107,7%. Практически во всех регионах СФО ввод жилья в 2014 году превысил прошлогодний уровень, за исключением Иркутской области. По темпам прироста введенного жилья Томская область в СФО занимала 3-е место (116,5% к уровню 2013 года).
О масштабности жилищного строительства в регионе свидетельствует и такой показатель, как ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения. В 2008 - 2014 годах значение этого показателя в Томской области было близким к средним значениям по Российской Федерации. В 2014 году в России на 1000 человек населения ввод жилья составил 554,3 кв. м. В Томской области на 1000 жителей было введено 576,3 кв. м жилья - это 2-е место в СФО после Новосибирской области (ввод на 1000 жителей - 803,8 кв. м).
Кризис, начавшийся в конце 2014 года, приведет к снижению объемов строительства жилья в 2015 году до 549,3 тыс. кв. м или до 88,7% от уровня 2014 года, резко снизит покупательскую способность населения и, как следствие, возможность улучшения жилищных условий.
В этой связи особое внимание в Государственной программе уделено мероприятиям, связанным с предоставлением государственной поддержки гражданам для улучшения жилищных условий.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в 2014 году на улучшение жилищных условий граждан в Томской области было направлено 994,7 млн. рублей, в том числе 493,6 млн. рублей из средств федерального бюджета и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. В результате свои жилищные условия улучшили 624 семьи (в 2013 году - 1 233 семьи).
В целях повышения доступности жилья населению Томской области и улучшения качества жилищных условий населения разработан комплекс мер государственной поддержки, нацеленных на улучшение качества жилищных условий населения Томской области, в основе которой лежат механизмы привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных ресурсов.
Для повышения доступности жилья населению Томской области и улучшения качества жилищных условий населения необходимо устранить основные системные проблемы, сдерживающие развитие строительного комплекса, в частности достижение поставленной цели Государственной программы. Главными проблемами являются:
отсутствие или не в полной мере реализация комплекса мер, повышающих доступность жилья для населения и стимулирующих устойчивый спрос на рынке жилья на основе развития массового жилищного строительства, в первую очередь строительство жилья, соответствующего стандарту экономического класса;
неразвитость коммунальной и социальной инфраструктуры в районах массового строительства, особенно малоэтажной и индивидуальной застройки, сложности подключения к инженерным сетям, дефицит энергоресурсов, отсутствие механизма возврата средств, вложенных застройщиками в объекты коммунальной инфраструктуры;
отсутствие документов по планировке территории в целях реализации документов территориального планирования (генеральных планов) в муниципальных образованиях Томской области, сдерживающее разработку инвестиционных проектов и комплексного жилищного строительства;
недостаточная автоматизация системы архитектурно-строительного надзора, строительного контроля за деятельностью организаций строительного комплекса, отсутствие механизма, препятствующего возникновению проблемы неисполнения договоров долевого строительства жилья (проблемы «обманутых дольщиков»);
недостаточные темпы роста объемов реновации существующего жилищного фонда, ликвидации ветхого и аварийного фонда, комплексной реконструкции существующей городской застройки;
недостаток ресурсов для наращивания темпов роста объемов строительства (земельных ресурсов - отсутствие свободных от обременений и обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков; сырьевых ресурсов - отсутствие или недостаток важнейших видов сырья для производства строительных материалов, сырьевая зависимость от других регионов; финансовых ресурсов - для возмещения первоначальных затрат застройщиков на подготовку участков под застройку; материальных ресурсов - современных строительных материалов и конструкций);