АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2014 года № 967-ра


Об утверждении Плана мероприятий (Программы) по реализации
на территории Томской области Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2015 - 2017 годы


1. В целях формирования региональной политики по улучшению положения детей в Томской области, в рамках реализации Национальной стратегии действий  в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвердить План мероприятий (Программу) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий  в интересах детей на 2015 - 2017 годы (далее - План) согласно приложению  к настоящему распоряжению.

2. Исполнительным органам государственной власти Томской области обеспечить выполнение Плана, утвержденного настоящим распоряжением,  в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Ответственным исполнителям мероприятий Плана ежегодно, до 20 января и 20 июля года, следующего за отчетным, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о ходе реализации мероприятий Плана.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области при формировании и осуществлении программ (планов мероприятий) в интересах детей учитывать мероприятия Плана, утвержденного настоящим распоряжением.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике  Акатаева Ч.М.


И.о. Губернатора Томской области
         А.М.Феденёв



УТВЕРЖДЕН
распоряжением Администрации Томской области
от 30.12.2014 № 967-ра


План (Программа)
мероприятий по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 - 2017 годы


1. Краткий анализ ситуации


1. Настоящий План мероприятий (Программа) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 - 2017 годы (далее - План) разработан в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и с учетом результатов, достигнутых  в рамках исполнения Плана мероприятий (программы) по реализации  на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2014 годы, утвержденного распоряжением Администрации Томской области от 30.01.2013 № 51-ра «Об утверждении Плана мероприятий (программы) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2014 годы».

2. По итогам выполнения Плана мероприятий (программы) по реализации  на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2014 годы по состоянию на 01.07.2014 на территории Томской области:

наблюдается рост рождаемости детей, численность которых составляет 204715 чел. (2013 г. - 200498 чел.), проживающих более чем в 93 тыс. семей;

на 35,6% от уровня 2012 года сократился показатель младенческой смертности (5,6 случая на 1000 родившихся), что ниже показателей  по Сибирскому федеральному округу (8,5) и Российской Федерации (8,2) на 34,1% и 31,7% соответственно;

наблюдается тенденция сокращения численности малоимущих семей  с детьми, получающих меры социальной поддержки (до 31%), что на общем фоне увеличения рождаемости в регионе позволяет сделать вывод о повышении уровня их материальной обеспеченности и улучшении в целом качества жизни;

доля безнадзорных и беспризорных детей от общего числа детского населения составляет 0,96%, что на 0,14% меньше показателя 2012 года;

благодаря организации индивидуальной работы с семьями по технологии работы «со случаем» увеличилось количество семей в общей численности закрытых «случаев» с 77% в 2012 году до 78,2% в I полугодии 2014 года,  в отношении которых «случай» закрыт по причине улучшения ситуации в них;

уменьшилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 5589 чел. в 2012 году до 5389 чел. в 2014 году, что привело  к сокращению доли детей данной категории от общей численности детского населения Томской области с 2,78% до 2,65%;

увеличилась доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детей данной категории, находящихся на воспитании  в замещающих семьях (с 81,4% в 2012 году до 84,2% в 2013 году);

в 1,4 раза в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличилась численность переданных на воспитание в семьи детей с ограниченными возможностями здоровья (10 детей и 7 детей соответственно), за 9 месяцев 2014 года в семьи переданы 18 детей;

осталась на прежнем уровне по сравнению с 2012 годом численность детей-инвалидов - 3,2 тыс. чел., что составляет 1,57% от общей численности детского населения Томской области, (в 2012 году - 1,59%); 54,0% детей-инвалидов получили услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличился охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием (с 62,8% до 68%), что на 6% превышает средний уровень  по Российской Федерации (62%), однако данный показатель пока ниже нормативного уровня (по методологии Министерства регионального развития Российской Федерации - 70%);

увеличилась доля школьников, обучающихся в школах, в которых созданы современные условия (с 56,42% в 2012 году до 75,7% в 2014 году);

охват дополнительными образовательными программами составил в 2013 -2014 учебном году 62,7 % от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет;

численность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных разными формами отдыха и оздоровления, в 2013 году составила 58,2% от общего числа нуждающихся детей данной категории, что на 4,2% превысило установленный Правительством Российской Федерации показатель (54%).

Несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере обеспечения  в Томской области благополучного и защищенного детства, проблемы, связанные  с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и требуют дальнейшего решения. Среди них:

1) низкое качество организации межведомственной работы в отдельных муниципальных образованиях Томской области по раннему выявлению семейного неблагополучия и принятию необходимых мер помощи таким семьям с детьми;

2) отсутствие межведомственной системной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;

3) сохранение рисков возвратов детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, из замещающих семей (приемных, опекунских);

4) ограниченность ресурсов областных (муниципальных) учреждений  по предоставлению услуг семьям с детьми, способствующих развитию детей, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации, воспитывающим детей  с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

5) острая нехватка основных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, что ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и повышения уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 9,5% из них находятся в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения);

6) наличие неудовлетворенной потребности в услугах дошкольного образования. Благодаря увеличению численности детей, преимущественно  в возрасте от 3 до 7 лет, на устройство в дошкольные образовательные учреждения (с 3,7 тыс. детей до 5,5 тыс. детей), возросла численность детей в общей очереди  с 27,3 тыс. чел. до 28,9 тыс. чел. Рост численности детей дошкольного возраста  в Томской области будет продолжаться (пик приходится на 2013 - 2014 годы);

7) дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному дополнительному образованию, слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования, особенно учреждений культуры, работающих  с детьми;

8) отсутствие системной работы по выявлению и поддержке талантливых детей, их сопровождению в течение всего периода становления личности, в том числе и на начальном этапе профессиональной деятельности;

9) низкая мотивация родителей в области охраны и укрепления здоровья детей, а также детей и подростков в ведении здорового образа жизни (правильного питания, отказа от вредных привычек: курения, употребления алкогольных, наркотических средств, а также психотропных и токсических веществ);

10) отсутствие системы мер по поддержке детских оздоровительных лагерей на территории Томской области;

11) отсутствие системы подготовки кадровых ресурсов для сферы отдыха  и оздоровления детей.         


2. Цель, задачи, меры, направленные на решение задач


3. Целью реализации Плана является улучшение качества жизни детей  и семей с детьми через укрепление института семьи, организацию системной межведомственной работы по предоставлению детям и семьям с детьми необходимых мер помощи, поддержки, а также реабилитационных услуг.

4. Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

1) повышение эффективности социальной защиты семей с детьми  на территории Томской области.

Меры, направленные на решение данной задачи:

усиление адресности предоставления социальной помощи;

введение дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей;

стимулирование малообеспеченных граждан к активному участию  в поддержке собственной семьи;

2) совершенствование деятельности по профилактике социального сиротства и формированию безопасного и комфортного семейного окружения для детей.

Меры, направленные на решение данной задачи:

формирование и популяризация позитивного образа семьи с детьми, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости  ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей;

повышение доступности услуг для семей с детьми за счет вовлечения, активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;

совершенствование деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой  на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье;

организация межведомственной системной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;

поддержка малоимущих и многодетных семей;

3) обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры, направленные на решение данной задачи:

разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;

развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей и услуг семьям, взявшим на воспитание детей данной категории;

внедрение новых механизмов по выявлению факторов возможного возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей (приемных, опекунских);

развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

реструктуризация областных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающие социальные услуги, способствующая расширению спектра социальных услуг детям данной категории, лицам из их числа и семьям, взявшим таких детей на воспитание;

4) формирование областной системы своевременной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Меры, направленные на решение данной задачи:

организация межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, абилитации и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

повышение доступности услуг для семей с детьми-инвалидами, расширение спектра социальных услуг за счет вовлечения, активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;

создание условий для социализации детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни,  в массовых мероприятиях;

5) обеспечение качественного конкурентоспособного общего образования  и воспитания детей на территории Томской области.

Меры, направленные на решение данной задачи:

создание условий формирования и развития образовательных сетей  для обеспечения доступности выбора качественного образования независимо  от места жительства, состояния здоровья, социального положения и доходов семей;

расширение практики внедрения деятельностного подхода  к образовательному процессу;

развитие дистанционного образования;

формирование системы поддержки особых групп детей в сфере образования и социализации (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);

реализация комплекса мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций;

создание дополнительных мест в системе дошкольного образования;

обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы «Электронная очередь в детские сады»;

расширение возможностей для инклюзивного дошкольного образования;

введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования;

развитие негосударственного сектора дошкольного образования;

6) создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»