АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 января 2013 года № 51-ра


Об утверждении Плана мероприятий (программы) по реализации
на территории Томской области Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2013 - 2014 годы

(Наименование в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 26 августа 2013 года № 663-ра, - см. предыдущую редакцию)

(с изменениями на 26 августа 2013 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Распоряжением Администрации Томской области от 26 августа 2013 года № 663-ра
 _______________________________________________________________



1. В целях формирования региональной политики по улучшению положения детей в Томской области, в рамках реализации Национальной стратегии действий  в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвердить План мероприятий  (программу) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий  в интересах детей на 2013 - 2014 годы (далее - План) согласно приложению  к настоящему распоряжению.

(Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 26 августа 2013 года № 663-ра, - см. предыдущую редакцию)

2. Исполнительным органам государственной власти Томской области обеспечить выполнение Плана, утвержденного настоящим распоряжением,  в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Ответственным исполнителям мероприятий Плана ежегодно, до 20 января и 20 июля года, следующего за отчетным, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о ходе реализации мероприятий Плана.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области при формировании и осуществлении программ (планов мероприятий) в интересах детей учитывать мероприятия Плана, утвержденного настоящим распоряжением.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике  Акатаева Ч.М.


И.о. Губернатора Томской области
     А.М.Феденёв


УТВЕРЖДЕН
распоряжением Администрации Томской области
от 30.01.2013 № 51-ра
(в редакции, введенной в действие
Распоряжением Администрации Томской области от 26 августа 2013 года № 663-ра, -
см. предыдущую редакцию)

План мероприятий (программа)
по реализации на территории Томской области
Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2013 - 2014 годы


1. Краткий анализ ситуации

1. Настоящий План мероприятий (программа) по реализации на территории Томской области Национальной стратегии действий в интересах детей  на 2013 - 2014 годы (далее - План) разработан в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

На 31.12.2012 на территории Томской области:

насчитывалось 5589 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2,78% от общей численности детского населения Томской области); 82,2% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились  на воспитании в замещающих семьях;

проживали 3,2 тыс. детей-инвалидов (1,6% от общей численности детского населения Томской области), 50,0% детей-инвалидов получили услуги  в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;

доля безнадзорных и беспризорных детей от общего числа детского населения составляла 1,1%.

2. Ситуация в сфере дошкольного и школьного образования Томской области характеризуется следующими особенностями.

Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным образованием в Томской области (62,8%) ниже нормативного уровня (по методологии Министерства регионального развития Российской Федерации - 70%), но выше среднего  по Российской Федерации (62%).

Потребность в услугах дошкольного образования, включая услуги присмотра за ребенком, в Томской области обусловлена наличием общей очереди  на устройство в дошкольные образовательные учреждения - 27,3 тыс. детей, из них в возрасте от рождения до 3 лет - 23,1 тыс. детей, в возрасте от 3 до 7 лет -  3,7 тыс. детей.

Рост численности детей дошкольного возраста в Томской области будет продолжаться (пик приходится на 2013 - 2014 годы).

3. В организации работы с семьей и детьми в Томской области существуют следующие проблемы.

Имеются ограничения доступа семей Томской области  с несовершеннолетними детьми к специализированным профилактическим услугам.

Томская область по значению показателя «Доля детей, оставшихся  без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации» занимала в 2007 - 2009 годах четвертое место среди регионов Сибирского федерального округа. Однако доля замещающих семей, охваченных всеми формами сопровождения, остается низкой - около одной пятой всех замещающих семей получают различные услуги по сопровождению замещающих семей.

Сокращение числа стационаров для детей, оставшихся без попечения родителей, не привело к оптимизации размеров таких учреждений. Детские дома  по международным стандартам должны быть небольшого размера (на 8 - 10 детей), чтобы в случае невозможности иметь семью ребенок мог проживать в учреждении, максимально приближенном к форме семьи (семейный детский дом).

Современное состояние института семьи и детства в регионе характеризуется увеличением количества разводов (2005 год - 4 868 разводов,  2009 год - 5 717, 2011 год - 5 796), увеличением числа детей, рожденных и/или воспитывающихся в неполной семье.

Низкая доступность для детей с ограниченными возможностями  к реабилитации, абилитации и адаптации и оказанию поддержки, сопровождению их семей. Причинами такой ситуации являются, в том числе, недостаток учреждений и организаций, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов, отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия.

Низкий уровень материально-технической базы учреждений негативным образом влияет на качество услуг, предоставляемых семье и детям.

Низкая заработная плата, отсутствие в федеральном законодательстве механизмов стимулирования сотрудников специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (отсутствие аттестации педагогических работников), способствуют оттоку профессиональных кадров из отрасли.


2. Цель, задачи, меры, направленные на решение задач

4. Целью реализации Плана является улучшение качества жизни детей и семей с детьми через укрепление института семьи.

5. Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

1) совершенствование деятельности по профилактике социального сиротства и формированию безопасного и комфортного семейного окружения  для детей.

Меры, направленные на решение данной задачи:

формирование и популяризация позитивного образа семьи с детьми, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости  ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей;

обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье;

поддержка малоимущих и многодетных семей;

разработка и реализация на принципах межведомственного взаимодействия совместно с благотворительными фондами системы мер по профилактике абортов, отказов от новорожденных, социально- и медико-психологическому сопровождению беременных женщин;

2) обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Меры, направленные на решение данной задачи:

обеспечение социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях;

развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей;

создание и развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) формирование областной системы своевременной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Меры, направленные на решение данной задачи:

организация межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, абилитации и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение доступности социально-реабилитационных услуг для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование благоприятного общественного мнения в отношении семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

организация социокультурной реабилитации детей-инвалидов, детей  с ограниченными возможностями здоровья;

4) повышение доступности дошкольного образования и получение качественного конкурентоспособного общего образования на территории Томской области.

Меры, направленные на решение данной задачи:

расширение возможностей для инклюзивного дошкольного образования;

развитие негосударственного сектора дошкольного образования;

расширение практики внедрения деятельностного подхода  к образовательному процессу;

развитие дистанционного образования;

формирование системы поддержки особых групп детей в сфере образования и социализации (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации);

создание эффективной системы выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и молодежи, обеспечивающей условия для развития  их способностей, дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей;

5) улучшение состояния здоровья детского населения.

Меры, направленные на решение данной задачи:

снижение материнской и младенческой смертности и детской инвалидности;

снижение смертности и инвалидности от наиболее значимых  в демографическом плане причин (кардиология, неврология, злокачественные новообразования);

развитие профилактики и ранней выявляемости заболеваний;

пропаганда здорового образа жизни;

внедрение комплексной модели медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью;

профилактика суицидального поведения обучающихся и студентов, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции, жестокого обращения с детьми;

6) повышение эффективности социальной защиты семей с детьми  на территории Томской области.

Меры, направленные на решение данной задачи:

усиление адресности предоставления социальной помощи;

введение дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей;

стимулирование малообеспеченных граждан к активному участию  в поддержке собственной семьи;

7) обеспечение доступа детей и семей с детьми Томской области  к культурным ценностям и благам.

Меры, направленные на решение данной задачи:

расширение доступа детей и семей с детьми к культурным и туристским услугам за счет использования новых технологий;

развитие гастрольной деятельности театральных и музыкальных коллективов, выставочной деятельности областных музеев и библиотек, выезды деятелей культуры в муниципальные образования для встреч с учащимися общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, местными сообществами;

организация экскурсий, предусматривающих культурную программу,  для детей и молодежи из отдаленных населенных пунктов в г. Томск;

развитие системы мобильных клубов, библиотек, киноустановок;

обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью в сфере культуры и искусства независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения  с использованием современных образовательных и информационно коммуникационных технологий на основе межведомственного  и межрегионального взаимодействия.

3. Механизмы реализации Плана

6. К механизмам реализации Плана следует отнести следующие положения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»