Сфера, в которой возможна реализация государственной программы, состоит из систем производства (регулируемые и нерегулируемые источники электрической и тепловой энергии), распределения (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения) и потребления (все виды потребителей энергии) топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и воды, функционирующих на территории региона.
Система производства энергии (далее - энергоснабжающие организации (ЭСО) состоит из источников тепловой (ТЭЦ, ГРЭС, котельные) и электрической энергии (ТЭЦ, ГРЭС, ДЭС), воды.
Политика по энергосбережению может быть максимально эффективной только тогда, когда соответствующие мероприятия реализуются комплексно и единовременно во всей системе производства, распределения и потребления ТЭР и воды.
Система распределения энергии (далее - Сети) состоит из электрических и тепловых сетей, а также сетей водоснабжения.
К ЭСО и Сетям относятся все источники энергии, воды и сети их распределения, расположенные и действующие на территории региона, независимо от того, находятся ли они под управлением организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, или являются ведомственными.
Более 90 процентов энергетического оборудования и сетей находятся в изношенном состоянии и требуют скорейшей модернизации. Объем полезного отпуска ЭСО и Сетей является существенно ниже нормативного ввиду отсутствия необходимого количества потребителей, что также усугубляется распределением ЭСО и Сетей по разным юридическим лицам, что не предполагает создание групп источников энергии и распределение затрат на больший, групповой объем полезного отпуска энергии. При этом существующая тарифная политика не позволяет за счет тарифной прибыли проводить модернизацию ЭСО и Сетей в соответствии с их программами капитальных ремонтов или инвестиционными программами.
Данная сфера имеет существенную потребность в финансировании, которая не может быть покрыта за счет имеющихся источников (тарифная прибыль), и в большинстве случаев для перевода ЭСО или Сетей в режим работы со здоровой экономикой требуется обновление основных производственных фондов практически полностью, что возможно сделать только за счет нетарифного источника прибыли.
Система потребления ТЭР и воды условно может быть разделена на бюджетную и внебюджетную сферы.
К внебюджетной сфере относятся предприятия, расположенные и действующие на территории области, которые обеспечивают энергоемкость отраслей промышленности региона. Модернизация производств таких предприятий, которая приводит к повышению эффективности используемых ими ресурсов, осуществляется в рамках программ развития производств за счет собственных средств, кредитов или некредитных источников.
К социальной сфере относятся государственные и муниципальные учреждения, для которых характерны две проблемы: изношенность и неудовлетворительное состояние ограждающих конструкций и инженерных сетей и отсутствие финансирования на приведение в соответствие с нормативами сетей и конструкций.
Энергосбережение является всего лишь одним из принципов ведения хозяйственной деятельности, и хозяйствующий субъект, модернизируя свою техническую или технологическую вооруженность, автоматически выполняет требования по энергосбережению.
Например, энергоснабжающая организация, устанавливая новое оборудование, получает эффект, выражающийся в пределе в большей производительности при меньших затратах, куда входит и повышение энергетической эффективности предприятия.
Те же принципы подходят как к государственным и муниципальным учреждениям, так и к потребителям ТЭР. При комплексной модернизации ограждающих конструкций и инженерных систем учреждений наряду с улучшением общих параметров эксплуатации учреждений достигаются наивысшие показатели по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Таким образом, выполнение требований по энергосбережению может осуществляться только хозяйствующими субъектами отраслей под управлением курирующих отраслевых структур и только при выполнении комплексной модернизации основных фондов путем реализации соответствующих отраслевых программ. Наряду с иными основными отраслевыми показателями отраслевые программы развития должны содержать показатели по энергосбережению, которые должны исполняться в рамках отраслевых программ.
Таким образом, программа по энергосбережению необходима для обеспечения:
процесса формирования комплекса требований по энергосбережению с учетом региональных особенностей, их внедрения в существующее нормативное правовое поле, в соответствии с которым осуществляется развитие отраслей, а также обеспечения и управления указанным процессом;
объектов вышеуказанных систем посредством финансирования за счет средств субсидии из федерального бюджета в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики";
финансирования тех объектов бюджетной сферы, которым не выделено финансирование на модернизацию в рамках отраслевых программ развития ввиду недостаточности финансирования в областном бюджете в целом;
привлечения внебюджетных средств в соотношении 1/3 на реализацию крупных мероприятий регионального развития за счет инвестиционных программ и программ развития крупных энергоснабжающих организаций и промышленных предприятий;
подготовки к реализации крупных межотраслевых проектов с мультипликативным эффектом, когда проект целиком не попадает в зону ответственности ни одного ведомства, при этом полномочия и ответственность "размыты" по ведомствам в максимальной степени (например, вовлечение местных возобновляемых ресурсов в экономику региона).
Структура государственной программы сформирована исходя из обеспечения возможности направить средства областного и федерального бюджетов в такое количество отраслей и сфер деятельности, которое позволит обеспечить максимальный результат (эффект от реализации мероприятий и привлечение наибольшего объема внебюджетного финансирования) при имеющемся объеме финансирования из областного и федерального бюджетов.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", Энергетической стратегией Российской Федерации основным целевым показателем (индикатором) является снижение энергоемкости валового регионального продукта.
В соответствии с Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" предусмотрено снижение до 2020 года энергоемкости валового внутреннего продукта России не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года.
Динамика энергоемкости валового регионального продукта Томской области за 2010 - 2012 годы соответственно составляет 0,0199 т.у.т./тыс. руб., 0,0174 т.у.т./тыс. руб., 0,01422 т.у.т./тыс. руб.
Энергоемкость валового регионального продукта Томской области за 2012 год в сравнении с субъектами Сибирского федерального округа выглядит следующим образом:
Субъект Российской Федерации | Энергоемкость (т.у.т./тыс. руб.) | |||
Республика Алтай | 0,0168 | |||
Республика Бурятия | 0,0567 | |||
Республика Тыва | 0,0437 | |||
Республика Хакасия | 0,0957 | |||
Алтайский край | 0,0244 | |||
Забайкальский край | 0,0194 | |||
Красноярский край | 0,0246 | |||
Иркутская область | 0,0424 | |||
Кемеровская область | 0,0541 | |||
Новосибирская область | 0,0176 | |||
Омская область | 0,0214 | |||
Томская область | 0,0142 |