Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области" (с изменениями на 17 октября 2019 года)

1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 2

     

Стратегической целью реализации государственной программы является создание благоприятных социально-экономических условий для комплексного  и устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня  и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов  и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Решение данной задачи требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований  в Томской области, в том числе принятия мер по созданию предпосылок  для устойчивого развития сельских территорий путем:

повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования  в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года  № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Подпрограмма 2 разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы  и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период  до 2020 года".

абзац исключен с 03.05.2018 года - постановление Администрации Томской области от 26 апреля 2018 года № 191а. - См. предыдущую редакцию.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи  с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит  к обезлюдению и запустению сельских территорий области, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности Томской области. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.

Материальное положение преобладающей части сельского населения  не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства.

В основной части сельского жилищного фонда нет коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 55% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 39%, горячим водоснабжением - 15% площади сельских жилых помещений.

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,3 раза по сравнению  с городским населением.

За последние годы резко сократилась подготовка специалистов  для агропромышленного комплекса в сельских профессиональных училищах.  В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. Как следствие, обострилось положение  с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций области кадрами всех уровней.

Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской области ежегодно уменьшается по причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы.

Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Более 600 км воздушных электрических линий и 184 трансформаторные подстанции, отработавшие свой срок, требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям Томской области, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Отсутствует комплекс необходимого технологического оборудования  для улучшения качества воды в сельской местности Томской области, при этом  38% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 50% сельского населения Томской области вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам  и стандартам.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового  и других видов сервиса. Вследствие бездорожья 100 тыс. человек, проживающих  в сельской местности на территории Томской области, остаются без автобусного сообщения.

Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности Томской области. Увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет  на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворение их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томской области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки муниципальные образования Томской области, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период  и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере устойчивого развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельской местности.

Необходимость разработки и реализации Подпрограммы 2 обусловлена:

социально-политической остротой проблемы;