Недействующий

Об утверждении государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Томской области" (с изменениями на 16 декабря 2019 года)


1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 3

Томская область относится к многолесным регионам с площадью лесного фонда 28,7 млн. га, занимающей 91% территории Томской области. Площадь покрытых лесом земель - 19,3 млн. га. Общий запас древесины - около 3 млрд. м(3). Задачи по повышению эффективности охраны, защиты и восстановления лесов, сохранению и развитию их экологического, ресурсного и социального потенциала являются  для Томской области стратегически важными.

Лесное хозяйство в Томской области, как и в целом в Российской Федерации, в настоящее время остается отраслью, недостаточно эффективно использующей потенциал для развития по ключевым направлениям.

Основные проблемы лесного хозяйства Томской области соответствуют основным факторам, обусловившим появление системных проблем в развитии лесного хозяйства Российской Федерации, указанных в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 318  "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы".

Для лесного хозяйства Томской области характерны следующие основные системные проблемы:

увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, рост ущерба от лесных пожаров, который значительно превосходит величину затрат на охрану лесов от них;

недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала (неактуальные материалы государственного лесного реестра), высокая доля лесов с давностью лесоустройства более 10 лет;

высокий уровень нелегального оборота древесины;

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ. Снижение объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства;

необходимость внедрения и расширения информатизации лесного хозяйства.

Лесным кодексом Российской Федерации с 1 января 2007 года субъектам Российской Федерации переданы полномочия  по организации и обеспечению на землях лесного фонда использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиты, воспроизводства.

Таким образом, в целях эффективного исполнения переданных полномочий в области лесных отношений перед исполнительными органами государственной власти Томской области стоят задачи по повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению  и использованию экономического, экологического и социального потенциала лесов.

Сферой действия Подпрограммы 3 является лесное хозяйство Томской области по следующим основным направлениям деятельности:

охрана и защита леса;

организация использования лесов;

воспроизводство лесов.

Реализация Подпрограммы 3 будет способствовать:

осуществлению отдельных полномочий в области лесных отношений;

усилению интенсификации направлений лесного хозяйства, повышению его организационного и технического уровня;

развитию материально-технической базы инфраструктуры в сфере охраны лесов, осуществлению государственного лесного контроля и надзора;

внедрению инновационных технологий по направлениям лесного хозяйства.

Развитие лесного хозяйства связано с вовлечением новых лесных ресурсов в хозяйственную деятельность, так как не будет происходить старение насаждений, а, следовательно, и потеря ресурсов. Таким образом, Подпрограмма 3 направлена, в том числе,  и на увеличение доли использования расчетной лесосеки и доли площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда.

При этом комплексное развитие направлений Подпрограммы 3 позволит сохранить значение показателя лесистости территории Томской области.

Среднегодовое количество пожаров на территории Томской области составляет 124 единицы, средняя площадь лесного пожара - 27,5 га, среднегодовой размер ущерба от лесных пожаров - 40,0 млн. рублей. Имеющиеся ведомственные сведения показывают, что выше, чем в Томской области, среднегодовое количество пожаров (727) и средняя площадь лесного пожара (110 га) только в Красноярском крае. Значительны потери от лесных пожаров в Иркутской области: среднегодовое количество пожаров - 1372, средняя площадь лесного пожара - 44,8 га, среднегодовой ущерб от лесных пожаров - 464,98 млн. рублей.

Низкими величинами соответствующих показателей в Сибирском федеральном округе выделяется Алтайский край. Несмотря  на относительно высокое среднегодовое количество пожаров (1088 - вследствие высокой плотности населения), средняя площадь лесного пожара составляет 17 га со среднегодовым ущербом 3,2 млн. рублей. Высокая эффективность профилактики и тушения лесных пожаров  на территории Алтайского края связана со значительными финансовыми вложениями в этом направлении.

Ежегодные среднемноголетние темпы современного выбытия лесов в России за счет гибели от лесных пожаров составляют  200 тыс. га. Согласно экспертным прогнозам при сохранении существующего в Российской Федерации уровня организации  и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и площадь лесов, пройденная ими, до 2020 года останутся на существующем уровне (в среднем ежегодно около 25 тыс. случаев пожаров на площади около 2 млн. га). Средняя ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться до 320 тыс. га (при 240 - 290 тыс. га в последние 20 лет). Не уменьшится и доля крупных лесных пожаров (5,5 - 10%  по количеству случаев в 2008 - 2010 годах), охватывающих до 90% пройденной пожарами площади лесов.

По результатам проверок Рослесхоза отмечалось, что в Томской области тушение лесных пожаров на землях лесного фонда осуществляется удовлетворительно в условиях низкой горимости. Но имеющиеся в области кадровый состав, силы и средства пожаротушения не в состоянии обеспечить пожарную безопасность на территории земель лесного фонда в условиях средней и высокой горимости.

В южной части Томской области, как наиболее развитой и густонаселенной, с целью мониторинга пожароопасной ситуации активно используются видеокамеры, передающие информацию в режиме реального времени. Поддержание функционирования системы видеофиксации важно не только в период пожароопасного сезона, но и за его пределами для целей пресечения и обнаружения незаконных рубок.

Таким образом, решение указанных вопросов является основным условием повышения эффективности охраны лесов, населенных пунктов и объектов экономики от природных пожаров и снижения доли крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров. К 2020 году доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров должна составить 2,7%.