Недействующий

Об утверждении государственной программы "Детство под защитой" (с изменениями на 28 декабря 2019 года)


Характеристика сферы реализации подпрограммы 1

Вопросы социальной защиты детей-сирот в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью. Данная проблематика носит межотраслевой характер, включая в себя вопросы устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения и т.п.

Острый социальный кризис отразился не только на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья - главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в кризисной ситуации.

Основной причиной социального сиротства является семья. В то же время существуют объективные условия, провоцирующие социальное сиротство.

Прямые причины, приводящие к социальному сиротству:

- отказ родителей от детей, в том числе при рождении;

- отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родственникам, а также посторонним людям;

- эксплуатация детей в семье - экономическая, сексуальная и т.д.;

- жестокое отношение к ребенку;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психические расстройства подростков.

По данным Томскстата в Томской области проживает 204715 детей. В 2013 году вновь выявлено 669 детей-сирот.

На 01.01.2014 в Томской области насчитывалось 5426 детей-сирот.

Абсолютное большинство детей данной категории - социальные сироты вследствие неблагополучия семей, ограничения и лишения родителей их прав.

В 2013 году в Томской области родительских прав лишены один или оба родителя  в отношении 597 детей, в 2012 году - 523 детей, в 2011 году - 611 детей. Число детей, родители которых ограничены в родительских правах, в 2013 году составляло 66 человек, в 2011 году - 94 человека, в 2010 году - 91 человек.

В инфраструктуру помощи семье и детям входят социально-реабилитационные центры, центры помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов и детские дома.

Для решения проблемы социального сиротства в Томской области принят ряд значимых документов, формирующих приоритеты в социальной политике, а также организационно-управленческие механизмы:  

Концепция системы профилактики социального сиротства в Томской области, утвержденная распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области  от 25.11.2005 № 693-р "О создании системы профилактики социального сиротства  в Томской области";

распоряжение Губернатора Томской области от 29.12.2008 № 407-р  "О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области  с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся  в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов".

При реализации комплекса мероприятий по ряду ключевых показателей, характеризующих ситуацию в этой области, достигнута положительная динамика:

снижение доли детей-сирот от общей численности детского населения (2011 г. - 2,84%; 2012 г. - 2,65%; 2013 г. - 2,65%);

увеличение доли семей, в отношении которых "случай" закрыт по причине улучшения ситуации в семье, от общего числа закрытых "случаев" (2011 г. - 70%; 2012 г. - 77%; 2013 г. - 78,1%).

Вместе с тем не удалось:

увеличить темпы снижения социального сиротства и достичь значения среднероссийского показателя (2011 г. - 2,56% - доля детей-сирот от общей численности детского населения);

снизить численность детей, родителей которых ежегодно лишают родительских прав;

увеличить доступность профилактических социальных услуг, расширить их перечень, особенно для семей с детьми, проживающих в сельской местности,  и для семей, воспитывающих ребенка-инвалида;

повысить информированность населения о возможностях получения необходимых социальных услуг, способах и возможностях создания замещающих семей.

По ряду муниципальных образований Томской области (Зырянский, Кривошеинский, Тегульдетский районы) доля вновь выявленных детей-сирот превышает аналогичный средний показатель по Томской области в 2 и более раза).

Все вышеобозначенное показывает, что на данном этапе необходимо принятие мер, направленных на совершенствование защиты семьи и детства, спроектированной как единое экономическое, социальное и образовательное пространство.

Необходимы новые актуализированные цели, задачи, новые механизмы  и инновационные формы взаимодействия для повышения качества и уровня жизни семей с детьми в Томской области.

В ходе реализации программы планируется создать условия для эффективного функционирования системы профилактики социального сиротства во всех муниципальных образованиях Томской области.