ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР)
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1. В целях снижения уровня социального сиротства в Томской области утвердить прилагаемые:
1) Концепцию системы профилактики социального сиротства в Томской области (приложение 1);
2) состав рабочей группы по созданию системы профилактики социального сиротства в Томской области и Положение о ней (приложения 2,3);
3) основные направления деятельности по созданию системы профилактики социального сиротства в Томской области на 2005-2008 годы (приложение 4);
4) поэтапный план создания системы профилактики социального сиротства в Томской области на 2005-2008 годы (приложение 5).
2. Создать экспериментальные площадки по отработке системы профилактики социального сиротства в Томской области на базе муниципальных образований «Каргасокский район», «Кожевниковский район», «Шегарский район».
3. Рабочей группе разработать и внести на утверждение в установленном порядке областную целевую программу «Профилактика социального сиротства в Томской области» на 2006-2008 годы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить условия для внедрения системы профилактики социального сиротства в Томской области в муниципальных образованиях Томской области.
5. Департаменту по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области (Никифоров) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Томской области по социальной политике Дронникова А.М.
И.о.Главы Администрации
(Губернатора)
В.В.Наговицын
Приложение 1
Утверждена
распоряжением
Главы Администрации (Губернатора)
Томской области
от 25.11.2005 № 693-р
1.1. Социальная политика органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в сфере профилактики социального сиротства является недостаточно эффективной и действенной, что приводит к усугублению положения детей, чьи права призвано защищать государство.
На областном уровне отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству для проведения высокоэффективной профилактической работы. Реабилитационные учреждения социальной защиты населения в основном ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Деятельность по возвращению детей в родные семьи, реабилитация и социальный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеют достаточного нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей. Предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано.
Слабо развиваются формы замещающей заботы, в том числе замещающие семьи (семейные воспитательные группы, патронатные, приемные семьи), что снижает возможности развития семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, лишенных родительской заботы.
Не создана система постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствует эффективное взаимодействие органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления по обеспечению прав ребенка. Помощь нуждающимся различными ведомствами осуществляется разрозненно, по разным основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой комплекса мероприятий.
Не создана система информирования и кризисного консультирования нуждающихся в помощи несовершеннолетних детей и семей. Недостаточно развита система профессиональной помощи семье на сложных этапах ее развития, в том числе не создана система социальной и психологической помощи замещающим семьям.
Отсутствует система профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства. Недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в досуговую деятельность.
1.2. В настоящее время представляется необходимым создание межведомственной системы профилактики социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области. Это требует определенных изменений в подходах к решению проблем социального сиротства. Прежде всего к ним относятся:
1) изменение объекта профилактики социального сиротства, то есть объектом становится не сам ребенок, а его семья, проблемы которой рассматриваются в качестве основной причины социального сиротства;
2) изменение приоритетов в способах реагирования органов опеки и попечительства на ребенка, оставшегося без попечения родителей и не востребованного родственниками или усыновителями, - передача его на воспитание в замещающие семьи (приемные, патронатные семьи, семейные воспитательные группы) или под опеку;
3) изменение приоритетов в способах реагирования системы образования и социальной защиты населения на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переход на интегрированные формы обучения и воспитания;
4) преодоление межведомственной разобщенности, нескоординированности, несистемности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Для обеспечения реализации целей профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, нормативная правовая база Томской области нуждается в следующих изменениях:
1) введение в законодательство Томской области понятия «семья группы риска по социальному сиротству»* и закрепление механизмов, обеспечивающих создание надежной социально-правовой основы для охраны и защиты семьи, женщин, детей и молодежи;
_________________________
* Определение основных понятий в сфере социальной защиты детства даны в Концепции.
2) расширение понятия «дети, нуждающиеся в государственной защите»;
3) закрепление в законодательстве Томской области механизма социального патроната. Этот механизм должен включать в себя меры материального, организационного и психологического характера, направленные на оказание содействия семье группы риска по социальному сиротству, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также контролирующие мероприятия, позволяющие оценить эффективность применяемых мер;
4) создание уполномоченных служб с целью устройства детей на воспитание в семью и сопровождения замещающих семей в соответствии с Законом Томской области «О патронатном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечивающих право ребенка на жизнеустройство и воспитание в семье патронатного воспитателя;
5) разработка и утверждение государственных минимальных стандартов Томской области в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
6) закрепление в законодательстве Томской области понятий «план по защите прав ребенка», «индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребенка», «мониторинг развития ребенка» и предъявляемых к ним требований;
7) закрепление в законодательстве Томской области Положения о мерах стимулирования учреждений общего и дополнительного образования, предоставляющих дополнительные образовательные и реабилитационные бесплатные услуги для детей, нуждающихся в государственной защите;
8) закрепление в законодательстве Томской области системы мер, стимулирующих оказание благотворительной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, а также семьям, в которые такие дети переданы на воспитание.
3.1. Создание органа исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления, отвечающих за профилактику социального сиротства и защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей:
1) создание органа (Комитета) по защите прав детей и вопросам семьи Администрации Томской области;
2) организация взаимодействия органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления, осуществляющих функции по защите прав детей;
3) создание на муниципальном уровне единой системы органов по защите прав детей и вопросам семьи;
4) реализация функций органов по защите прав детей и вопросам семьи:
а) выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;
б) мониторинг физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите;
в) социальный патронат неблагополучных семей и работа с детьми на основе плана по защите прав ребенка и индивидуального плана комплексной реабилитации и развития ребенка;
г) устройство детей, нуждающихся в государственной защите, в замещающие семьи или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иные социальные учреждения для детей;
д) психолого-медико-педагогическое и правовое сопровождение замещающих семей;
е) постинтернатный патронат выпускников интернатных учреждений;
5) организация деятельности муниципального органа по защите прав детей и вопросам семьи, основанной на системе структурных подразделений и сети уполномоченных служб, в ведении которых находятся отдельные полномочия или совокупность полномочий по осуществлению задач, стоящих перед данным органом. При этом уполномоченные службы могут создаваться как на базе самого органа, так и на базе учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения и других;
6) заключение соглашений между органами исполнительной власти Томской области и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей и по вопросам семьи.
3.2. Введение механизма защиты прав каждого ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите, в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления Томской области через:
1) наделение органа (Комитета) по защите прав детей и вопросам семьи Администрации Томской области статусом единого заказчика услуг для детей, нуждающихся в государственной защите;
2) повсеместное введение в деятельность органов и учреждений, работающих с детьми, планов по защите прав ребенка и индивидуальных планов комплексной реабилитации и развития ребенка;
3) введение процедур мониторинга физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите;
4) введение института кураторов, отвечающих за исполнение плана по защите прав ребенка, нуждающегося в государственной защите *.
________________________
* Важным инструментом, который должен во многом обеспечить эффективность функционирования системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, является куратор детей, нуждающихся в государственной защите. Куратор является сотрудником органа по защите прав детей. На куратора возлагаются функции по разработке плана по защите прав ребенка, координации деятельности по его выполнению и мониторинг развития ребенка. Куратор закрепляется за конкретным ребенком и отвечает за обеспечение защиты его прав как на этапе нахождения в составе кровной семьи, так и в случае выбытия его из состава семьи и передачи на воспитание в иные формы семейного воспитания или в интернатное учреждение.
3.3. Стандартизация всех видов услуг в сфере профилактики социального сиротства и защиты прав детей.
3.4. Создание единой областной системы экстренной психологической и информационно-консультативной помощи детям и семьям.
3.5. Создание единой системы обучения и переподготовки специалистов «помогающих профессий», работающих с детьми и семьями группы риска по социальному сиротству, замещающими семьями.
3.6. Финансовое обеспечение системы профилактики социального сиротства.
Финансирование расходов на реализацию системы профилактики социального сиротства на территории Томской области осуществляется за счет средств:
1) бюджета Российской Федерации;
2) областного бюджета;
3) бюджета муниципальных образований.
4) иных внебюджетных источников (средства внебюджетных фондов, некоммерческих организаций и др.).
Схема управления системой
профилактики социального сиротства в Томской области
Заместитель Главы Администрации |
4.1. Реализация задач, возложенных на систему профилактики социального сиротства, возможна только при создании областной инфраструктуры (комплекса условий), в которую входят следующие структурные элементы:
1) система раннего выявления и кризисной помощи для семей с детьми, нуждающимися в государственной защите;
2) система поддержки и реабилитации семей с детьми, нуждающимися в государственной защите, в месте их проживания (схемы 1 и 2);
3) система социальной реабилитации детей, нуждающихся в государственной защите, включающая инфраструктуру подростковой занятости и досуга детей, реабилитации и социальной адаптации детей групп риска;
4) система профессиональной поддержки специалистов «помогающих профессий» (схема 3);
5) система реабилитации и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов (схема 4);
6) система услуг по семейному жизнеустройству и социальной адаптации детей, нуждающихся в государственной защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.