Государственная программа направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580, "Эффективное управление регионом". Вместе с тем ответственное, эффективное и прозрачное управление региональными финансами, государственными закупками, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета; при достижении данных целей органами государственной власти Томской области осуществляются закупочные процедуры.
Наблюдавшееся в последние годы замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.
По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам 2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год и превышает среднее значение по регионам Сибирского федерального округа на 3,4%.
Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень до уровня "ВВ-".
Сложная экономическая ситуация в российской экономике повлияла на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов и в 2014 году.
Консолидированный бюджет Томской области исполнен с дефицитом в 6,0 млрд. рублей, областной бюджет - практически с предельным дефицитом в размере 5,4 млрд. рублей (14,6% к собственным доходам), обусловленным в первую очередь невыполнением плана по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в сумме 3,5 млрд. рублей.
В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 и 2014 годах исполнен без нарушений бюджетного законодательства по предельным объемам дефицита и государственного долга.
Вместе с тем дефицитное исполнение областного бюджета за 2012 - 2017 годы привело к росту государственного долга Томской области с 6,9 млрд. рублей до 28,4 млрд. рублей, долговая нагрузка (государственный долг Томской области в процентах к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений) возросла с 25% до 69%. Плановый объем дефицита областного бюджета в 2018 году составил 4,6 млрд. рублей.
Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.
Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается, у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.
В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.
При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.
В 2017 году на решение вопросов местного значения из областного бюджета выделено 13 млрд. рублей.
Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.
Настоящая государственная программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий для сбалансированности местных бюджетов.
Кроме того, данной государственной программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области и вовлечение население в обсуждение и принятие бюджетных решений. Данному направлению придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.
В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.
Вовлечение населения в обсуждение и принятие бюджетных решений через механизм инициативного бюджетирования, как показывает практика ряда регионов, также ведет к существенным положительным социально-экономическим изменениям: повышение эффективности бюджетных расходов, замедление оттока населения из депрессивных территорий, повышение доверия населения к власти, рост удовлетворенности населения качеством жизни.
С 2018 года в рамках государственной программы реализуются принципы и механизмы инициативного бюджетирования, непосредственно направленные на вовлечение населения в принятие и реализацию бюджетных решений на муниципальном уровне. В рамках инициативного бюджетирования из областного бюджета на конкурсной основе выделяются субсидии на софинансирование проектов, предлагаемых непосредственно населением муниципальных образований Томской области, связанных с решением вопросов местного значения.
На эффективность работы органов государственной власти Томской области в части использования бюджетных средств в целом значительно влияет и уровень качества осуществления государственных закупок.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), который принципиально меняет подходы к осуществлению государственных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок.
Основными показателями, характеризующими сферу государственных закупок, являются:
доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств. За 2014 - 2016 годы указанный показатель изменялся незначительно: в 2014 году - 11%, в 2015 году - 12,35% и в 2016 году - 10,8%;
доля обоснованных жалоб на действия/бездействие заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), комиссии. За 2014 - 2016 годы указанный показатель не превышал 20%: 2014 год - 8,9%, 2015 год - 0% и 2016 год - 1,9%.
Анализ сферы государственных закупок позволяет выделить следующие проблемы:
значительное расширение сферы регулирования Закона № 44-ФЗ (от планирования до аудита);
изменение подхода к осуществлению закупок на основании Закона № 44-ФЗ (увеличение способов закупок и усложнение порядка их проведения, введено ограничение применения таких упрощенных процедур закупок, как запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);
наличие в Законе № 44-ФЗ противоречий и, как следствие, неоднозначность его применения.
Таким образом, для достижения цели государственной программы необходимо решить следующие задачи: