Недействующий

Об утверждении государственной программы "Обеспечение безопасности населения Томской области" (с изменениями на 28 марта 2019 года)


1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 "Повышение
безопасности дорожного движения", описание основных проблем
в указанной сфере и прогноз ее развития

Одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации и Томской области является безопасность дорожного движения.

Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный  и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Быстрый рост количества автомобильного транспорта за последние годы  и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что оказывает влияние  на рост аварийности.

Ежегодно в Томской области в результате ДТП погибают и получают ранения свыше 1 100 человек. На дорогах региона за последние 3 года погибло 14 детей  в возрасте до 16 лет, 354 ребенка получили травмы различной степени тяжести. Демографический ущерб от ДТП и их последствий за 2011 - 2013 годы составил  451 человек.

Размер социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий  за указанный период оценивается миллиардами рублей (ущерб в результате гибели  и ранения людей; ущерб в результате повреждения транспортных средств; ущерб  в результате порчи груза; ущерб в результате повреждения дороги и дорожной инфраструктуры и пр.).

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.

В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.

Одним из главных направлений демографической политики, в соответствии  с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период  до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате ДТП.

Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества ДТП, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.

Снижение смертности от ДТП определено в числе задач, отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения".

Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества  и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от ДТП  и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития региона и Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области  в 2010 - 2013 годах", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 17.12.2009 № 203а "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области  в 2010 - 2013 годах".

Вместе с тем, несмотря на то, что реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010 - 2013 годах" в целом положительно сказалась на состоянии аварийности, движение на автомобильных дорогах региона остается небезопасным.

По статистике в 2013 году в Томской области зарегистрировано 922 ДТП,  в которых пострадали 1269 человек. Произошло 121 ДТП с участием детей, при этом четверо детей погибли и 128 были ранены. Количество ДТП с материальным ущербом составило 32573 (в 2011 году - 27314).

Тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших) в 2013 году  в Томской области составила 11,3 (Российская Федерация - 9,5; Сибирский федеральный округ - 10,6). Число пострадавших на 100 тыс. жителей Томской области составило 119,1 (Российская Федерация - 199,1; Сибирский федеральный округ - 208,3); количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств - 28,4 (Российская Федерация - 42,6; Сибирский федеральный округ - 45,4).

В настоящее время ситуация относительно аварийности характеризуется следующими параметрами:

свыше половины погибших в ДТП в 2013 году составили лица в возрасте  26 - 60 лет, из которых большая часть наиболее трудоспособного возраста  (26 - 40 лет);

основными видами ДТП продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий, в частности: наезд на пешеходов (34,2% от всех ДТП), столкновение транспортных средств (38,4%), опрокидывание (11,9%);

в общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит  по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких ДТП ежегодно возрастает (от 71,4% общего количества ДТП в 2011 году до 88,7% в 2013 году). В таких ДТП погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших в результате ДТП;

три четверти всех ДТП по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей, каждое 15-е ДТП этой категории совершается водителями в состоянии опьянения;

сопутствующей причиной почти каждого четвертого ДТП, гибели и ранения участника дорожного движения являются недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (в 2013 году из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети 47 человек погибли и 259 получили ранения);

около 60% летальных исходов при совершении ДТП приходится  на догоспитальный период.

Кроме того, необходимо учитывать постоянно увеличивающееся число транспортных средств, состоящих на учете. Если в 2011 году в Томской области состояло на учете 336369 единиц транспортных средств, то в 2013 году -  359195 единиц (+ 6,7 %).

Расчет прогнозных показателей аварийности показывает, что при отказе  от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в ДТП к 2020 году значительно увеличится, при этом социальный риск может возрасти до 17,0 погибших на 100 тыс. населения, а транспортный риск - до 5,1  погибших  на 10 тыс. транспортных средств.