Мероприятия настоящей подпрограммы осуществляются в интересах граждан Старшего поколения и соответствуют плану мероприятий на 2017-2021 год по реализации на территории Томской области первого этапа Стратегии действий в интересах граждан Старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение администрации Томской области № 240-ра от 20.04.2017).
Старение населения - общемировой процесс. В муниципальном образовании "Город Томск" на конец 2019 года проживало 118317 гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин). Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.
Одним из целевых векторов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утверждённой решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват граждан старшего поколения посредством оказания помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, а также содействию активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала.
В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В настоящее время пенсионный возраст мужчин составляет 60 лет, пенсионный возраст женщин - 55 лет.
По данным Отделения Пенсионного Фонда России по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на конец 2019 года равен 16784,49 руб. при прожиточном минимуме на IV квартал 2019 года на душу населения по Томской области в размере 11140 руб. (пенсионеры - 9028 руб.), а в Городе Томске - 10931 руб. на душу населения (пенсионеры - 8855 руб.).
Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги значительно затрудняют пожилым людям, особенно одиноко проживающим, производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение.
Таблица 1
Назначение оказанной адресной единовременной материальной помощи в 2016 г.
Виды помощи | Количество человек | Сумма | % данного вида помощи | |||
Зубопротезирование | 1429 | 4 426 782,53 | 67,5 | |||
Лечение, приобретение медицинских приборов, дорогостоящие операции | 347 | 1 499 508,3 | 16,4 | |||
Приобретение бытовой техники | 94 | 562 640,23 | 4,4 | |||
Ремонт жилья, погашение задолженностей за ЖКУ и телефон | 145 | 892 342,22 | 6,9 | |||
Другие виды помощи (вынужденные поездки, похороны, памятники, продукты питания, приобретение одежды и др.) | 102 | 591 679,73 | 4,8 | |||
ИТОГО | 2117 | 7 972 953,0 | 100,00 |
Основная целевая аудитория настоящей подпрограммы включает в себя граждан старшего поколения (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет), а также граждан, имеющих удостоверение "Ветеран боевых действий".
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Ежегодно с 2015 года гражданам оказывается единовременная социальная (материальная) помощь (материальная помощь в трудной жизненной ситуации и на зубопротезирование). В 2019 году такую помощь получили 2510 человек в общем размере 8587,3 тыс. руб. Материальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается гражданам в основном на лечение (операции, дорогостоящие лекарства) и улучшение жилищно-бытовых условий (ремонт, бытовая техника, мебель).
Для одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих близких родственников и нуждающихся в улучшении уровня жизни, подпрограммой предусмотрена мера социальной поддержки в виде пожизненной ренты. В соответствии с решением Думы Города Томска от 26.04.2005 № 901 "О Положении "О пожизненной ренте в муниципальном образовании "Город Томск" и последующими муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" администрация Города Томска заключает договоры пожизненной ренты с одинокими престарелыми гражданами. Договоры заключаются с целью усиления социальной поддержки одиноких престарелых граждан и формирования муниципального жилищного фонда для населения города. Данная услуга является не только хорошим дополнением к бюджету получателей, но и правовой защитой одиноких пенсионеров. В 2019 году обязательства по договорам пожизненной ренты выполнены для 21 получателя выплаты на общую сумму 4796,4 тыс. руб.
Таблица 2
Основные мероприятия подпрограммы "Старшее поколение"
| Текущий | Капитальный | Установка плит | Установка телефонов | Материальная | |||||
кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма | кол-во | сумма |
| сумма | |
2004 | 100 | 1200,0 | 11 | 1412,3 | 260 | 1506,9 | 15 | 100,0 | 160 | 400,0 |
2005 | 64 | 1300,0 | 17 | 699,4 | 336 | 1890,4 | 26 | 96,6 | 175 | 600,0 |
2006 | 125 | 2999,7 | 20 | 2700,6 | 429 | 2879,7 | 24 | 136,8 | 239 | 700,0 |
2007 | 120 | 5900,0 | 21 | 2544,0 | 529 | 3902,0 | 40 | 151,0 | 871 | 2671,0 |
2008 | 103 | 5080,0 | 21 | 2926,0 | 452 | 3450,0 | 43 | 150,0 | 815 | 2376,0 |
2009 | 152 | 6907,02 | - | - | 446 | 4000,0 | 56 | 135,64 | 1060 | 3200,0 |
2010 | 131 | 8000,0 | - | - | 472 | 4550,0 | 62 | 150,0 | 1250 | 3800,0 |
2011 | 371 | 16931,6 | - | - | 977 | 9239,01 | - | - | 1419 | 6962,0 |
2012 | 227 | 11376,5 | - | - | 420 | 4134,4 | - | - | 1491 | 7100,0 |
2013 | 243 | 10322,5 | - | - | 639 | 4483,7 | - | - | 1156 | 3534,0 |
2014 | 274 | 10137,0 | - | - | 641 | 4497,0 | - | - | 1569 | 4333,9 |
2015 | 229 | 10104,9 | - | - | 642 | 4483,9 | - | - | 1900 | 6543,2 |
2016 | 220 | 10091,6 | - | - | 642 | 4494,0 | - | - | 2118 | 7972,9 |
2017 | 225 | 10036,9 | - | - | 639 | 4466,7 | - | - | 2352 | 8490,9 |
2018 | 292 | 10643,9 | - | - | 565 | 3955,0 | - | - | 2030 | 7859,7 |
2019 | 296 | 11703,9 | - | - | 398 | 2786,0 | - | - | 2274 | 8591,6 |
2020 | 314 | 14044,9 | - | - | 455 | 3185,0 | - | - | 2410 | 8999,2 |
2021 | 306 | 14408,9 | - | - | 455 | 2688,0 | - | - | 2503 | 8470,8 |
2022 | 307 | 14699,9 | 455 | 3066,0 | 2630 | 8670,8 | ||||
2023 | 288 | 14609,9 | 432 | 1540,0 | 2640 | 8471,1 |
Средства на ремонт жилья распределяются из расчета не более 50,0 тыс. руб. на ремонт одной квартиры. Дополнительно, за счет межбюджетных трансфертов, удается увеличить количество отремонтированных квартир ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее по тексту - ветераны ВОВ).
Кроме того, многие люди старшего поколения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Таблица 3
Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения
| Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам, в поддержку пожилых людей | Субсидии общественным организациям ветеранов войны, труда и вооруженных сил | Обучение компьютерной грамотности пенсионеров | |||
кол-во | сумма | кол-во | сумма (тыс. руб.) | кол-во | Сумма | |
2013 | 18220 | 2401,1 | 4706,0 | 700 | 567,4 | |
2014 | 16830 | 2500,0 | 4731,6 | 432 | 742,4 | |
2015 | 21293 | 3747,1 | 4045,6 | 180 | 373,8 | |
2016 | 15920 | 1895,7 | 4045,6 | 200 | 300,0 | |
2017 | 18813 | 1437,6 | 4722,3 | 120 | 299,8 | |
2018 | 15660 | 1829,0 | 4731,6 | 120 | 300,0 | |
2019 | 18208 | 1660,4 | 5858,7 | 120 | 300,0 | |
2020 | 3772 | 343,3 | 5858,7 | |||
2021 | 9437 | 1157,2 | 5858,7 | |||
2022 | 17707 | 1033,4 | 5858,7 | 60 | 150,0 | |
2023 | 18378 | 1413,1 | 5858,7 | 120 | 300,0 |