Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан" на 2015-2025 (с изменениями на 1 февраля 2024 года)

II. Анализ текущей ситуации


  Мероприятия настоящей подпрограммы осуществляются в интересах граждан Старшего поколения и соответствуют плану мероприятий на 2017-2021 год по реализации на территории Томской области первого этапа Стратегии действий в интересах граждан Старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение администрации Томской области № 240-ра от 20.04.2017).

Старение населения - общемировой процесс. В муниципальном образовании "Город Томск" на конец 2019 года проживало 118317 гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин). Основным источником доходов большинства пожилых граждан является пенсия.

Одним из целевых векторов Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утверждённой решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, является повышение уровня жизни населения. Достижение поставленной цели подразумевает и охват граждан старшего поколения посредством оказания помощи в решении материальных и бытовых проблем пожилых граждан, а также содействию активному участию граждан старшего поколения в жизни общества для реализации личного потенциала.

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В настоящее время пенсионный возраст мужчин составляет 60 лет, пенсионный возраст женщин - 55 лет.

По данным Отделения Пенсионного Фонда России по Томской области средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров по состоянию на конец 2019 года равен 16784,49 руб. при прожиточном минимуме на IV квартал 2019 года на душу населения по Томской области в размере 11140 руб. (пенсионеры - 9028 руб.), а в Городе Томске - 10931 руб. на душу населения (пенсионеры - 8855 руб.).

Постоянное повышение цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, рост оплаты за жилье и коммунальные услуги значительно затрудняют пожилым людям, особенно одиноко проживающим, производить жизненно необходимые приобретения, в том числе лекарственные препараты и лечение.

Таблица 1

Назначение оказанной адресной единовременной материальной помощи в 2016 г.

Виды помощи

Количество человек

Сумма
(руб.)

% данного вида помощи

Зубопротезирование

1429

4 426 782,53

67,5

Лечение, приобретение медицинских приборов, дорогостоящие операции

347

1 499 508,3

16,4

Приобретение бытовой техники

94

562 640,23

4,4

Ремонт жилья, погашение задолженностей за ЖКУ и телефон

145

892 342,22

6,9

Другие виды помощи (вынужденные поездки, похороны, памятники, продукты питания, приобретение одежды и др.)

102

591 679,73

4,8

ИТОГО

2117

7 972 953,0

100,00


Основная целевая аудитория настоящей подпрограммы включает в себя граждан старшего поколения (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет), а также граждан, имеющих удостоверение "Ветеран боевых действий".

Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Ежегодно с 2015 года гражданам оказывается единовременная социальная (материальная) помощь (материальная помощь в трудной жизненной ситуации и на зубопротезирование). В 2019 году такую помощь получили 2510 человек в общем размере 8587,3 тыс. руб. Материальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается гражданам в основном на лечение (операции, дорогостоящие лекарства) и улучшение жилищно-бытовых условий (ремонт, бытовая техника, мебель).

Для одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих близких родственников и нуждающихся в улучшении уровня жизни, подпрограммой предусмотрена мера социальной поддержки в виде пожизненной ренты. В соответствии с решением Думы Города Томска от 26.04.2005 № 901 "О Положении "О пожизненной ренте в муниципальном образовании "Город Томск" и последующими муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" администрация Города Томска заключает договоры пожизненной ренты с одинокими престарелыми гражданами. Договоры заключаются с целью усиления социальной поддержки одиноких престарелых граждан и формирования муниципального жилищного фонда для населения города. Данная услуга является не только хорошим дополнением к бюджету получателей, но и правовой защитой одиноких пенсионеров. В 2019 году обязательства по договорам пожизненной ренты выполнены для 21 получателя выплаты на общую сумму 4796,4 тыс. руб.


Таблица 2

Основные мероприятия подпрограммы "Старшее поколение"



Годы

Текущий   
ремонт

Капитальный
ремонт

Установка плит

Установка телефонов

Материальная
помощь

кол-во
квартир

сумма
(тыс.
руб.)

кол-во
домов

сумма
(тыс.
руб.)

кол-во
кварт-
тир

сумма
(тыс.
руб.)

кол-во
домов

сумма
(тыс.
руб.)


кол-во

сумма
(тыс.
руб.)

2004

100

1200,0

11

1412,3

260

1506,9

15

100,0

160

400,0

2005

64

1300,0

17

699,4

336

1890,4

26

96,6

175

600,0

2006

125

2999,7

20

2700,6

429

2879,7

24

136,8

239

700,0

2007

120

5900,0

21

2544,0

529

3902,0

40

151,0

871

2671,0

2008

103

5080,0

21

2926,0

452

3450,0

43

150,0

815

2376,0

2009

152

6907,02

-

-

446

4000,0

56

135,64

1060

3200,0

2010

131

8000,0

-

-

472

4550,0

62

150,0

1250

3800,0

2011

371

16931,6

-

-

977

9239,01

-

-

1419

6962,0

2012

227

11376,5

-

-

420

4134,4

-

-

1491

7100,0

2013

243

10322,5

-

-

639

4483,7

-

-

1156

3534,0

2014

274

10137,0

-

-

641

4497,0

-

-

1569

4333,9

2015

229

10104,9

-

-

642

4483,9

-

-

1900

6543,2

2016

220

10091,6

-

-

642

4494,0

-

-

2118

7972,9

2017

225

10036,9

-

-

639

4466,7

-

-

2352

8490,9

2018

292

10643,9

-

-

565

3955,0

-

-

2030

7859,7

2019

296

11703,9

-

-

398

2786,0

-

-

2274

8591,6

2020

314

14044,9

-

-

455

3185,0

-

-

2410

8999,2

2021

306

14408,9

-

-

455

2688,0

-

-

2503

8470,8

2022

307

14699,9

455

3066,0

2630

8670,8

2023

288

14609,9

432

1540,0

2640

8471,1


Средства на ремонт жилья распределяются из расчета не более 50,0 тыс. руб. на ремонт одной квартиры. Дополнительно, за счет межбюджетных трансфертов, удается увеличить количество отремонтированных квартир ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее по тексту - ветераны ВОВ).

Кроме того, многие люди старшего поколения в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.


Таблица 3

Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения



Годы

Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам, в поддержку пожилых людей

Субсидии общественным организациям ветеранов войны, труда и вооруженных сил

Обучение компьютерной грамотности пенсионеров

кол-во

сумма
(тыс. руб.)

кол-во

сумма (тыс. руб.)

кол-во

Сумма
(тыс. руб.)

2013

18220

2401,1

4706,0

700

567,4

2014

16830

2500,0

4731,6

432

742,4

2015

21293

3747,1

4045,6

180

373,8

2016

15920

1895,7

4045,6

200

300,0

2017

18813

1437,6

4722,3

120

299,8

2018

15660

1829,0

4731,6

120

300,0

2019

18208

1660,4

5858,7

120

300,0

2020

3772

343,3

5858,7

2021

9437

1157,2

5858,7

2022

17707

1033,4

5858,7

60

150,0

2023

18378

1413,1

5858,7

120

300,0