ДУМА ГОРОДА ТОМСКА

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2014 года № 988


О внесении изменений в решение Думы города Томска от 27.06.2006 № 224 "Об утверждении Стратегии развития города Томска до 2020 года"

(с изменениями на 5 апреля 2016 года)

_____________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Решением Думы Города Томска от 05 апреля 2016 года № 195

_____________________________________________________________



В целях создания условий для повышения качества жизни населения, устойчивого развития экономики и социальной сферы муниципального образования "Город Томск", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Города Томска,

Дума РЕШИЛА:

1. Внести в решение Думы города Томска от 27.06.2006 № 224 "Об утверждении Стратегии развития города Томска до 2020 года" следующие изменения:

1) наименование решения изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года)";

2) пункт 1 решения изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить Стратегию развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года) согласно приложению к настоящему решению.";

3) приложение к решению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему решению.

2. Администрации Города Томска (И.Г.Кляйн) ежегодно проводить мониторинг результатов реализации Стратегии развития Города Томска и размещать данные мониторинга на официальном сайте администрации Города Томска.

3. (Пункт исключен с 15.04.2016 года Решением Думы Города Томска от 05 апреля 2016 года № 195, - см. предыдущую редакцию)

4. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации.

5. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по бюджету, экономике и собственности Думы Города Томска (К.Л.Новожилов).

Председатель
Думы Города Томска
С.Е.Ильиных

Мэр Города Томска
     И.Г.Кляйн


Приложение
к решению Думы Города Томска
от 25.04.2014 №988

Приложение
к решению Думы Города Томска
от 27.06.2006 №224



Стратегия развития Города
Томска
до 2020 года

(с прогнозом до 2030 года)


I. Вводная часть



1.1. Необходимость актуализации Стратегии развития Города Томска

Действующая до настоящего времени «Стратегия развития города Томска до 2020 года» (далее - Стратегия). утвержденная решением Думы города Томска от 27.06.2006 № 224, разрабатывалась в 2004-2005 годы при участии Фонда «Институт экономики города», Фонда «Агентство развития Томской области» и администрации Города Томска. Финансовую поддержку проекту оказали Администрация Томской области, администрация Города Томска, а также Агентство США по международному развитию (USAID). Основные положения Стратегии формулировались семью тематическими экспертными группами, в работе которых приняли участие более 200 томичей - специалисты городской и областной администраций, депутаты Думы Города Томска, руководители городских предприятий и вузов, предприниматели, представители некоммерческих организаций, журналисты.

С 2007 года администрацией Города Томска проводится мониторинг реализации Стратегии, результаты которого размещены на официальном портале администрации Города Томска в разделе «Экономика» (http://www.admin.tomsk.ru/pages/city_1_economika_strat_monitoring).

Опыт реализации первого этапа Стратегии (2006 - 2012 гг.) оказался достаточно результативным и доказал обоснованность сформированных в Стратегии главных векторов городского развития. Об этом свидетельствует рост численности и доходов городского населения, динамично меняющийся облик Города Томска, а также стабильная инвестиционная активность бизнеса. Однако Стратегия не может быть статичным документом и должна корректироваться с учетом достигаемых результатов и возникающих новых общественных потребностей. Изменения во внешней среде должны своевременно отражаться в Стратегии в виде уточнения приоритетных направлений и среднесрочных задач развития Города Томска.

Актуализация  Стратегии  обусловлена  произошедшими  в  2006-2013  годы  существенными  изменениями внешних факторов, определяющих дальнейшее развитие Города Томска, а именно:

На федеральном уровне приняты важнейшие стратегические документы:

-    Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

-    Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;

-    Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1756-р одобрена «Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок» - проект «ИНО Томск'2020».

-    Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». № 597 «О мероприятиях по- реализации государственной социальной политики», №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» определили важнейшие задачи и целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

-    В 2013 году Министерство экономического развития России разработало Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

На межрегиональном уровне: произошел качественный «прорыв» городов Сибири и Дальнего Востока в процессе повышения геоэкономической конкурентоспособности - формирование крупных агломераций (Красноярская, Иркутская и др). Работа с городскими пространствами в логике агломерирования создала на отдельных территориях платформу для существенного увеличения их финансирования из федерального бюджета, способствовала росту инвестиционных вложений местных и привлеченных в регионы бизнес-структур.


     На областном уровне
:

-    Постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 N 204а утверждена «Схема территориального планирования Томской области», планируется разработка Схемы территориального планирования Томской агломерации;

-    Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.10.2012 № 643 утверждена новая редакция Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года);

-    Постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10,2013 N 1531 утверждена «Стратегия развития социальной сферы Томской области до 2022 года». В настоящее время проводится активная работа по формированию и утверждению отраслевых стратегий развития Томской области.

Произошли существенные изменения в системе муниципального управления:

-    Указом Президента РФ от 28.04 2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» с 2008 года введена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;

-    в рамках происходящего в Российской Федерации реформирования муниципальных финансов с 2006 года в бюджетный процесс внедри ютсй принципы программно-целевого управления бюджетными расходами;

-    на государственном и муниципальном уровнях началась реализация проекта «Электронное Правительство».

С учетом вышеуказанных и других изменений во внешних и внутренних факторах, а также на основе достигнутых к 2013 году показателей социально-экономического развития Города Томска, администрацией Города Томска проведена работа по актуализации Стратегии.


1.2. Основные подходы к актуализации Стратегии


В связи с необходимостью аккумуляции имеющихся ресурсов в наиболее приоритетных и социально-значимых сферах городского развития, в ходе актуализации переструктурированы стратегические направления, уточнены цели и основные задачи социально-экономического развития Города Томска.

Трансформация стратегических направлений в результате их актуализации отражена в схеме:



Анализ существующих в настоящее время ключевых проблем и конкурентных возможностей Города Томска показал необходимость выделения комплекса задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья горожан, повышением требований к качеству социальных услуг, усилением значимости духовно-нравственного воспитания молодежи и гражданской активности населения.

На этом основании сформулировано Первое стратегическое направление «Широкие возможности для самореализации горожан». В нем сделан акцент на повышение качества образования, укрепление здоровья горожан, развитие культурно-досуговой сферы. В качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения о всех сферах жизни Города Томска и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления «Развитие городского сообщества» и «Внешнее позиционирование города» аккумулированы в первом направлении в ранге соответствующих задач.

Динамичный рост городского населения в 2006-2012 годы усилил остроту проблем, связанных с комфортностью проживания горожан, а именно: доступностью жилья и качеством коммунальных услуг, состоянием улично-дорожной сети и транспортного обслуживания. Проблемы в указанных сферах более всего волнуют горожан, а реализация задач по улучшению условий проживания в городском пространстве требует наибольших финансовых вложений. В связи с этим создание «Комфортной городской среды» - это Второе стратегическое направление, приоритетами которого являются: сбалансированное пространственное развитие, городская инфраструктура жизнеобеспечения, доступное и комфортное жилье, улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности.

При актуализации стратегического направления «Экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики - производителя и экспортера инноваций широкого спектра, технико-внедренческой зоны мирового уровня» целевой ориентир смещен на повышение доходов и уровня жизни населения. В связи с чем Третье стратегическое направление актуализированной Стратегии сформулировано как «Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики». Данное направление определено с учетом уникального научно-образовательного и инновационного потенциала Города Томска. Кроме того, оно обеспечивает финансовые возможности реализации других направлений и достижение общей цели Стратегии.

Актуализация Стратегии позволила уточнить целевые векторы и задачи по каждому стратегическому направлению на период до 2020 года и сформировать значения индикаторов достижения стратегической цели с учетом прогноза основных показателей развития Города Томска до 2030 года.

1.3. Структура Стратегии


Структурно актуализированная Стратегия состоит из восьми частей:


     I.  Вводная часть
. В первой части содержатся обоснование, подходы и задачи актуализации Стратегии.

II.   Стратегические ресурсы и проблемы развития Города Томска. Вторая часть представляет собой оценку состояния ключевых показателей социально-экономического развития Города Томска и их сравнительную динамику за истекший период реализации Стратегии. В ней описаны изменения в трендах развития городов, обусловленные влиянием глобализации. На основе интегральной оценки социально-экономической ситуации в муниципальном образовании «Город Томск», складывающейся под влиянием внутренних и внешних факторов, а также с учетом ключевых вызовов современности, сформирована матрица сильных и слабых сторон Города Томска, предоставляющих новые возможности и указывающих на угрозы его развитию.

III. Стратегическая цель развития Города Томска. В третьей части сформулированы перспективное видение, стратегическая цель и приоритетные направления развития Города Томска.

IV.   Стратегические направления развития Города Томска. В четвертой части представлено описание стратегических направлений развития Города Томска. Каждое направление имеет целевые векторы реализации, по которым сформированы комплексы задач и ожидаемые результаты, на достижение которых направлена Стратегия.

V.  Механизм реализации Стратегии. В пятой части указан комплекс механизмов, обеспечивающих выполнение Стратегии.

VI.  Мониторинг и оценка реализации Стратегии. В шестой части описано содержание мониторинга Стратегии и перечислены ключевые индикаторы реализации Стратегии

VII. Сценарные варианты Стратегии. В седьмой части приведены варианты долгосрочного социально-экономического развития Города Томска, определенные в зависимости от результатов эффективности управления изменениями и комплексного воздействия внешних и внутренних ключевых факторов на ход реализации Стратегии.

VIII.  Система сбалансированных показателей Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года). В заключительной части содержится перечень индикаторов целей и задач Стратегии, представляющий основу для ежегодного мониторинга Стратегии. Указанный перечень является также ориентиром при разработке иных документов стратегического и программно-целевого планирования.


1.4. Органы управления реализацией Стратегии


В состав органов управления реализацией Стратегии входят: Дума Города Томска, Мэр Города Томска и администрация Города Томска. Для решения отдельных задач реализации Стратегии органы управления реализацией Стратегии могут создавать рабочие группы.

Органы управления реализацией Стратегии выполняют следующие функции:

Дума Города Томска утверждает Стратегию и контролирует ее выполнение; рассматривает и утверждает изменения в Стратегию в случае необходимости.

Администрация Города Томска организует планирование и управление реализацией Стратегии в координации с Генеральным планом Города Томска, документами градостроительного планирования, отраслевыми стратегиями и программами развития, обеспечивает рамках имеющихся полномочий реализацию Стратегии и достижение ее целевых показателей.

Мэр Города Томска возглавляет процесс управления реализацией Стратегии, а также выполняет другие функции в рамках установленных полномочий в целях обеспечения реализации Стратегии.

Успешность Стратегии зависит от эффективного взаимодействия трех основных групп, постоянно присутствующих в городской системе:

а)  городского сообщества, заинтересованного в создании качественной жизненной среды и развитии экономики;

б)  бизнес-сектора, заинтересованного в создании комфортных условий для успешных коммерческих операций;

в) органов власти, заинтересованных в доверии городского сообщества к ее действиям по управлению Городом Томском и увеличении доходов городского бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»