Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области, на которую направлена реализация ГП, - развитая инфраструктура.
Состояние и развитие транспорта для Томской области имеют огромное значение. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)», существуют факторы, ограничивающие развитие Томской области, одним из таких факторов является неразвитость транспортной инфраструктуры. Развитие транспортной инфраструктуры служит необходимым условием обеспечения высоких темпов экономического роста, повышения качества жизни населения, создания социально ориентированной экономики.
Текущая ситуация в системе организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования осложнена наличием ряда серьезных недостатков и негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-правовой и методологической базы и усиления государственной поддержки.
К основным проблемам, сдерживающим развитие транспортной инфраструктуры, относятся:
1. Автомобильный транспорт.
Межмуниципальная маршрутная сеть включает 44 автобусных маршрута и обеспечивает транспортную связь между областным центром и административными центрами 15 муниципальных районов (городских округов).
Услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугородного сообщения оказывают 12 перевозчиков на условиях договоров, заключенных с Администрацией Томской области. Основным перевозчиком выступает ОАО «Томскавтотранс», обслуживающее 75% маршрутов, которые преимущественно являются убыточными. Изношенность автобусного парка ОАО «Томскавтотранс» составляет 52%, а с учетом других перевозчиков - более 85% соответственно, доля автобусов межмуниципального значения со сроком эксплуатации до 5 - 7 лет - 15%. Имеющийся автобусный парк не отвечает современным техническим требованиям.
В Томской области пассажирооборот автотранспорта общего пользования снижается ежегодно. Аналогичную ситуацию можно проследить и в большинстве регионов Сибирского федерального округа, а также в целом по стране.
Показатели | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Пассажирооборот автотранспорта общего пользования, млн. пасс/км | Российская Федерация | 138 588 | 133 275 | нет данных |
Сибирский федеральный округ: | 21 250 | 19 745 | ||
Томская область | 1 179 | 1 107 | 881 | |
Республика Алтай | 106 | 74 | нет данных | |
Республика Бурятия | 733 | 715 | ||
Республика Тыва | 649 | 658 | ||
Республика Хакасия | 394 | 353 | ||
Алтайский край | 2 105 | 1 994 | ||
Забайкальский край | 845 | 852 | ||
Красноярский край | 3 958 | 2 583 | ||
Иркутская область | 2 116 | 2 071 | ||
Кемеровская область | 4 554 | 4 257 | ||
Новосибирская область | 3 031 | 3 476 | ||
Омская область | 1 580 | 1 605 |
Основные причины снижения пассажирооборота в Томской области:
1. Увеличение частного транспорта.
2. Миграция населения из муниципальных районов, городских округов в г. Томск.
3. Износ транспортных средств.
4. Убыточность социально значимых маршрутов.
Необходимо проведение обследования пассажиропотока Томской области на транспорте, что позволит определить плотность пассажиропотока и оценить доходную часть предприятий, так как на текущий момент отсутствует прозрачность получения доходов транспортных предприятий и сложно определить необходимость субсидирования убыточных маршрутов либо изменения количества маршрутов и тарификации.
Мероприятие по проведению обследования пассажиропотоков будет осуществлено путем проведение конкурсной процедуры выбора подрядчика, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал будет являться основанием для корректировки маршрутной схемы, отдельных маршрутов, составления расписаний движения автобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спаренных рейсов, выбора типа автобуса, распределения их по маршрутам, назначения остановочных пунктов, то есть оптимизации маршрутной сети с дальнейшей разработкой мероприятий по улучшению обслуживания населения в часы «пик».
Также требуется принятие мер по обновлению подвижного состава, приведению в надлежащее состояние транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, остановочные пункты), финансовой поддержке перевозчиков, осуществляющих перевозки по социально значимым маршрутам с низким пассажиропотоком.
Мероприятие по содействию обновления подвижного состава транспортных предприятий Томской области «Предоставление субсидий юридическим лицам, организующим пассажирское сообщение, на возмещение части затрат на приобретение подвижного состава взамен самортизированных транспортных средств» приведет к повышению уровня качества обслуживания населения, переходу на экологически чистое топливо (газ), что позволит снизить себестоимость перевозок.
Другой задачей реализации государственной программы является обеспечение доступности и повышение качества транспортных услуг. Следует обратить внимание, что в настоящее время транспортная инфраструктура не получает необходимого финансирования для развития, в результате она находится в состоянии, которое не отвечает запросам современного рынка, а также современному уровню комфорта. Способствовать улучшению инфраструктуры Томской области и повышению качества обслуживания населения будет реализация мероприятий по реконструкции автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, в случае отсутствия которых инфраструктура Томской области будет продолжать ухудшаться, а вместе с этим и качество обслуживания населения.
Кроме того неотъемлемым критерием обеспечения доступности транспортных услуг для населения Томской области является наличие социально значимых маршрутов. По предварительной оценке в настоящее время межмуниципальная сеть включает порядка 50% (около 20) социально значимых маршрутов, которые из-за низкого пассажиропотока являются убыточными. По остальным перевозчикам, не ведущим бухгалтерскую отчетность, убыточность маршрутов может быть определена по результатам ежеквартальных обследований пассажиропотоков.
В Томской области социально значимые маршруты не субсидируются. При этом в соседних регионах ведется активная работа в данном направлении.
Если программное мероприятие «Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию пассажирских перевозок, в том числе осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам с низким пассажиропотоком автомобильным транспортом» не будет реализовано, это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению предоставляемых транспортных услуг социально значимых маршрутов из-за отсутствия у перевозчиков собственных средств на покрытие убытков.
Возросшая сложность движения транспортных средств предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя. В настоящее время в Томской области остро стоит проблема кадрового обеспечения общественного транспорта в связи с низкой популярностью профессии. Принятие Программы позволит повысить уровень подготовки водителей пассажирского транспорта, качество обслуживания пассажиров при перевозке автомобильным транспортом, а также сократит число дорожно-транспортных происшествий.
В целях популяризации профессии водителя общественного транспорта на территории Сибирского федерального округа, в том числе Томской области, на протяжении 5 лет проводятся конкурсы профессионального мастерства водителей пассажирского транспорта. Включение софинансирования конкурсов профессионального мастерства водителей пассажирского транспорта в Программу будет способствовать упорядочению оказания финансовой поддержки конкурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Томской области от 17 апреля 2014 года № 141а, - см. предыдущую редакцию)