Действующий

О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области (с изменениями на 12 ноября 2015 года)

3. Анализ состояния сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области.
Задачи в разрезе приоритетных направлений развития
контрактной системы Томской области

     
Процесс планирования закупок


6. В настоящее время:

1) система планирования потребности на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Томской области основана на формировании ведомственных и сводного перечней государственных нужд, планов-графиков размещения заказов;

2) наряду с текущим планированием, предусмотренным частью 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), в соответствии  с постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 № 80  «Об утверждении Порядка определения потребности на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области  на очередной финансовый год и плановый период» предусмотрено среднесрочное планирование сроком не менее трех лет (на очередной финансовый год  и двухлетний плановый период).

7. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:

1) планирование закупок должно сопровождаться их обоснованием  (статья 18 Закона о контрактной системе). Обоснование закупки заключается  в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе. Таким образом, меняются акценты в целеполагании закупок. Вместо стремления действующего Закона о размещении заказов к низкой цене контракта ставится задача обоснования необходимости самой закупки, а также последующего отчета заказчика о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные цели;

2) при планировании закупок должны учитываться требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)  и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов (статья 19 Закона о контрактной системе). Данная мера необходима  для исключения закупок, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Кроме того, при расчете параметров закупок на будущий период необходимо учитывать результаты исполнения ранее заключенных контрактов, в том числе в части исполнения поставщиками, подрядчиками, исполнителями своих гарантийных и иных дополнительных обязательств, с целью исключения повторного расходования бюджетных средств  на закупку товаров, работ, услуг, которые были приобретены и оплачены ранее;

3) отдельные закупки подлежат обязательному общественному обсуждению (статья 20 Закона о контрактной системе). Случаи обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок  для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

8. Задача - построить эффективную систему планирования закупок,  при которой объем государственных (муниципальных) нужд будет определяться исходя из мероприятий программ, иных документов, определяющих задачи деятельности органов государственной власти.

9. Меры по реализации поставленной задачи:

1) на основании статьи 17, статьи 21 Закона о контрактной системе необходимо разработать и принять правовые акты Томской области, устанавливающие порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области. Данный порядок должен предусматривать, в том числе, механизм обоснования потребности в конкретных закупках;

2) на основании частей 4 и 5 статьи 19 Закона о контрактной системе необходимо разработать и принять правовой акт Томской области, устанавливающий правила нормирования в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области, а также соответствующие правовые акты в сфере нормирования, устанавливающие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты  на обеспечение функций заказчиков;

3) подготовить предложения и при необходимости на основании части 2 статьи 20 Закона о контрактной системе разработать и принять соответствующий правовой акт Томской области, устанавливающий дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд Томской области;

4) обеспечить методологическое сопровождение закупочной деятельности заказчиков Томской области, помогающее им выполнять требования Закона  о контрактной системе в части планирования и обоснования закупок, в том числе  в части определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;

5) предусмотреть при организации мониторинга закупок Томской области показатели оценки эффективности стадии планирования, которые будут стимулировать заказчиков осуществлять планирование:

с указанием конкретных значений показателей результативности, которые планируется достичь в результате осуществления закупки;

с включением в обоснование закупки сведений об учете результатов исполнения ранее заключенных контрактов при расчете параметров текущей закупки либо указания на отсутствие ранее заключенных контрактов, которые связаны с текущей закупкой.

Процесс определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)


10. В настоящее время в Томской области существует частичная централизация закупок. Департамент государственного заказа Томской области выступает в качестве уполномоченного органа на осуществление функций  по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных нужд Томской области и нужд бюджетных учреждений Томской области при проведении торгов (открытый конкурс, открытый аукцион  в электронной форме), за исключением права подписания государственного контракта. При этом заказчики размещают заказ самостоятельно исключительно запросом котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, путем проведения закрытых торгов.

11. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:

1) существенно ограничивается возможность применения упрощенных способов закупки (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Проведение конкурсов и аукционов становится обязательным даже для заказчиков с небольшим бюджетом.

Заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта  не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика  в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год (статья 72 Закона о контрактной системе).

Определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений заказчики вправе только в случаях, прямо предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.

Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. В частности, при закупках на основании пункта 4  части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую  сто тысяч рублей, совокупный годовой объем закупок не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.

Сводятся к минимуму случаи заключения контрактов по результатам несостоявшихся процедур закупок;

2) изменяются правила проведения торгов: появляются новые процедуры, такие как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс; меняются критерии оценки заявок на участие в конкурсе; повышаются требования  к участникам закупок и к составу заявки на участие в закупке; вводятся новые правила расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; появляются антидемпинговые механизмы и т. д.;

3) расширяются возможности по централизации и оптимизации закупок.  Так, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по решению высшего органа исполнительной власти может исполнять полномочия не только  по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 1 статьи 26 Закона о контрактной системе), но и полномочия по планированию закупок, исполнению контрактов, в том числе по обеспечению приемки и оплаты  по контрактам (часть 3 статьи 26 Закона о контрактной системе). Устанавливается возможность централизовать закупки муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона  о контрактной системе), а также закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе). Появляется схема ведомственной централизации закупок.