Действующий

О Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области (с изменениями на 12 ноября 2015 года)

4. Централизация закупок в Томской области

26. Одним из главных вопросов применения Закона о контрактной системе, требующих решения на уровне субъекта Российской Федерации, является установление подходящей для Томской области системы централизации закупок.

В настоящее время в Томской области существует частичная централизация закупок. Согласно постановлению Администрации Томской области от 25.03.2011 № 86а «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Департамент государственного заказа Томской области выступает в качестве уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области  и нужд бюджетных учреждений Томской области при проведении торгов (открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме), за исключением права подписания государственного контракта. При этом заказчики лишены права на размещение заказа указанными способами и размещают заказ самостоятельно исключительно запросом котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, путем проведения закрытых торгов.

27. С целью оптимизации закупочной деятельности заказчиков Закон  о контрактной системе также как и действующее законодательство предусматривает возможность создать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо наделить соответствующими полномочиями какой-либо из существующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 26 Закона о контрактной системе).

При этом в условиях перехода к контрактной системе появляются новые факторы, свидетельствующие о целесообразности внедрения большей степени централизации закупок в Томской области:

1) установление в Законе о контрактной системе ограничений на применение упрощенных способов закупок (запрос котировок, запрос предложений,  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) изменение (усложнение) правил проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, а также появление новых способов закупок (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс);

3) закрепление в Законе о контрактной системе требования  об осуществлении закупок на профессиональной основе (статья 9 Закона  о контрактной системе).

Учитывая изложенное, при формировании контрактной системы Томской области должен быть сохранен принцип централизации закупок через уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Томской области.

28. Централизацию закупок в рамках реализации контрактной системы осуществлять путем создания уполномоченного органа и уполномоченного (ых) учреждения (ий).

Согласно части 3 статьи 26 Закона о контрактной системе на Департамент государственного заказа Томской области (далее - уполномоченный орган),  и созданное (ые) уполномоченное (ые) учреждение (я) возложить в соответствии  с действующим законодательством полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Томской области, казенных и бюджетных учреждений Томской области.

Данная схема централизации закупок представляет собой пример государственного централизованного снабжения и является альтернативой проведения совместных торгов в случае, когда у нескольких заказчиков существует потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах.

Также данная схема применяется в целях передачи несвойственных профильным государственным органам закупочных функций на аутсорсинг специально созданному государственному органу (уполномоченному органу) или казенному учреждению (уполномоченному учреждению), или нескольким таким учреждениям, что позволяет оптимизировать штатную численность государственных гражданских служащих Томской области.

29. Принимая во внимание:

1) необходимость повышения эффективности административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти Томской области путем выведения за рамки их полномочий избыточных  и несвойственных обеспечивающих функций;

2) объективно существующую у исполнительных органов государственной власти Томской области, казенных учреждений Томской области потребность  в одних и тех же типовых товарах, работах, услугах, например, по организации мероприятий, выставок, закупке канцелярских принадлежностей, компьютерной техники, мебели, горюче-смазочных материалов и т. п.

Необходимо создать подведомственное Департаменту государственного заказа Томской области казенное учреждение, обеспечивающее выполнение полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  (далее - уполномоченное учреждение), за счет перераспределения численности сотрудников исполнительных органов государственной власти Томской области  и подведомственных им учреждений в связи с переданными функциями.

Отнесение созданного уполномоченного учреждения в соответствии  с профилем его работы к подведомственности уполномоченного органа позволит уполномоченному учреждению осуществлять закупочную деятельность  в постоянном взаимодействии с Департаментом государственного заказа Томской области, в том числе во взаимодействии, осуществляемом в оперативном (рабочем) порядке. Также это создает условия для объединения управленческих  и методологических усилий в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области. Кроме того, отнесение уполномоченного учреждения области  к подведомственности Департамента государственного заказа Томской области необходимо в целях исключения дублирования функций по централизации закупок у разных исполнительных органов государственной власти Томской области.

Штатная численность уполномоченного учреждения определяется исходя  из объема закупок, полномочия на осуществление которых будут переданы такому учреждению.

30. Создание уполномоченного учреждения повысит эффективность осуществления административно-управленческих процессов исполнительных органов государственной власти Томской области, позволит контролировать издержки их основной деятельности, повысит эффективность закупочной деятельности, сократит затраты и число административного и управленческого персонала, что приведет к экономии бюджетных средств Томской области.

В частности, с момента передачи уполномоченному учреждению полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупочные подразделения (контрактные службы) заказчиков будут частично сокращены либо не будут требовать увеличения их штатной численности, которое в ином случае необходимо было бы провести для обеспечения выполнения новых обязанностей, установленных Законом о контрактной системе. Такая передача полномочий будет являться эффективной в связи со следующим:

1) в силу централизации в уполномоченном учреждении закупок  для нескольких заказчиков штатная численность такого учреждения будет значительно меньше, чем совокупная штатная численность закупочных подразделений (контрактных служб) отдельных заказчиков, необходимых  им для выполнения требований Закона о контрактной системе;

2) пропорционально сокращению количества специалистов, занятых в сфере закупок, будут сокращены расходы на их переобучение, необходимое в связи  с принятием Закона о контрактной системе, а также на иное обеспечение  их работы;

3) специалисты закупочных подразделений (контрактных служб) исполнительных органов государственной власти Томской области являются государственными гражданскими служащими Томской области и имеют соответствующие этому статусу денежное содержание и льготы, в то время как размер оплаты труда работников уполномоченного учреждения будет рассчитываться в соответствии с нормативами оплаты труда, установленными  для работников казенных учреждений Томской области, т. е. в меньшем размере.

Перечень исполнительных органов государственной власти Томской области, казенных и бюджетных учреждений Томской области, а также перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых уполномоченный орган, уполномоченное учреждение будут осуществлять свои полномочия, устанавливаются правовым актом Томской области.

Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при осуществлении закупок определяется решениями о создании такого органа, учреждения либо решениями о наделении их соответствующими полномочиями.

Закон о контрактной системе помимо вышеуказанной схемы централизации предусматривает возможность централизовать в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации закупки муниципальных образований, находящихся  на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона о контрактной системе), в том числе муниципальные закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе).

Учитывая существенные изменения законодательства о закупках в связи  с принятием Закона о контрактной системе и наличие кадрового дефицита  в муниципальных образованиях Томской области, возможна реализация передачи полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для муниципальных заказчиков отдельных муниципальных образований Томской области уполномоченному органу на основании соответствующих соглашений  и при наличии объективных обстоятельств.

Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность  с 1 января 2014 года включать в соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, положение  о централизации соответствующих закупок муниципальных образований (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе).

Централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, позволит осуществлять более эффективный контроль  за своевременностью и полнотой расходования соответствующих средств областного бюджета, соблюдением целевого назначения трансфертов, а также проводить мониторинг таких закупок.