Действующий

О внесении изменений в комплексную целевую программу Пензенской области "Право быть равным" на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 01.10.2012 N 698-пП (с последующими изменениями)

1. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество


В современном социуме решение вопросов социальной интеграции, адаптации, всестороннего развития, ликвидации всех форм дискриминации детей-инвалидов невозможно без взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Защита прав и основных гарантий детей-инвалидов, их социализация и интеграция в общество являются одним из приоритетных направлений политики Правительства Пензенской области.

В Пензенской области действует долгосрочная целевая программа "Дети Пензенской области" на 2009-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 N 743-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети Пензенской области" на 2009 - 2013 годы" (с последующими изменениями). В рамках подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети - сироты" предусмотрены средства бюджета Пензенской области, направленные на реализацию мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов и их семей (2009 - 9907,6 тыс.руб.; 2010 - 6296,4 тыс.руб.; 2011 - 10119,4 тыс.руб., 2012 - 17862900,0 руб.; 2013 - 8284,4 тыс.руб.). Разрабатываются государственные программы Пензенской области на 2014-2020 годы.

Актуальность разработки комплексной целевой программы Пензенской области "Право быть равным" на 2012-2014 годы (далее - Программа) обоснована результатами анализа социально-экономического положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами в Пензенской области, а также необходимостью концентрации ресурсов в решении вопросов социализации семей с детьми-инвалидами, усиления мер социальной поддержки данной категории населения.

Ухудшение экологической обстановки, несоблюдение правил здорового образа жизни и, как следствие, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, приводят к росту детской инвалидности.

Только 30 процентов новорожденных в Пензенской области могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий, лишь каждый третий ребенок может считаться здоровым.

В Пензенской области остается устойчивым показатель детской инвалидности. На протяжении последних лет численность детей-инвалидов сохраняется на уровне 1,6 % от общей численности детского населения (2008 - 1,63 %, 2009 - 1,59 %, 2010 - 1,58 %; 2011 - 1,56%).

По данным медицинской статистики по состоянию на 01.01.2012 в Пензенской области проживает 3540 детей-инвалидов (2010 - 3524 ребенка-инвалида). В структуре детской инвалидности (показатель на 10000 детского населения) у детей превалируют: врожденные аномалии - 37,9; психические расстройства - 36,7: болезни нервной системы - 32,6; болезни эндокринной системы - 11,4.

Подавляющее большинство детей-инвалидов в Пензенской области воспитываются в семье. По состоянию на 01.01.2012, 3459 детей-инвалидов проживали в 3398 семьях.

Проблемы, возникшие в семье с ребенком-инвалидом, - неготовность родителей к восприятию ребенка с ограниченными возможностями, финансово-экономические трудности, связанные с лечением и восстановлением утраченных функций больного ребенка,- приводят к изолированности семьи от социума, внутрисемейной стрессовой ситуации и, как следствием распаду семьи.

По данным мониторинга, проведенного социальными службами, в Пензенской области дети-инвалиды воспитываются в 21% неполных семьях (от общего количества семей, воспитывающих детей-инвалидов), из которых 8 % составляют семьи одиноких матерей. Более половины детей-инвалидов проживают в семьях, доход которых ниже прожиточного минимума. Оба родителя работают и семья имеет постоянный источник дохода в 35,5% семей, в 42% - работает один родитель, в 22,5% - родители не работают или не имеют постоянного источника доходов.

В Пензенской области создана сеть учреждений социального обслуживания населения, осуществляющая комплексную реабилитацию детей-инвалидов и адаптацию семей с детьми-инвалидами:

- ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", рассчитанное на одновременное пребывание 85 детей,35 из них - в режиме дневного пребывания;

- ГБСУСО "Нижнеломовский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками", рассчитанное на одновременное пребывание 40 детей, в том числе отделение реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 10 мест;

- ГБСУСО "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", рассчитанное на одновременное пребывание 120 детей;

- 8 отделений реабилитации детей-инвалидов при муниципальных учреждениях социального обслуживания населения.

Для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

Ежегодно порядка 10 % семей с детьми-инвалидами и 22% детей-инвалидов получают помощь по реабилитации в специализированных учреждениях (отделениях) реабилитации, порядка 97% из всех детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, получают социальные услуги.

В 2011 году центрами социального обслуживания населения городов и районов Пензенской области 1352 семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, была оказана социально-экономическая помощь на общую сумму 1254,5 тыс.рублей, в том числе денежная - 334 семьям на сумму 775,5 тыс.рублей, вещевая - 418 семьям на сумму 255,4 тыс.рублей и продуктовая - 653 семьям на сумму 223,5 тыс.рублей.

В Пензенской области функционирует сеть образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования, где созданы условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время функционируют 8 государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. В них обучаются 958 детей, из них 387 - дети-инвалиды.

В 2013/2014 учебном году в общеобразовательных организациях Пензенской области обучается 1417 детей-инвалидов и 965 обучающихся в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Посещает дошкольные образовательные организации 401 ребенок- инвалид.

С целью вовлечения значительной части детей в общий образовательный поток на этапе дошкольного образования в Пензенской области развивается сеть образовательных организаций для детей дошкольного возраста, где открываются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях функционирует 162 (2443 ребенка) группы (для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития и т.д.).

В целях расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Пензенской области реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (в рамках национального проекта "Образование"), дающее возможность детям-инвалидам обучаться в образовательных организациях на равных условиях. На базе государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей-интернат для одаренных детей" создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Помимо общего образования, учащиеся имеют возможность в дистанционной форме получать дополнительное образование - музыка, роботостроение (лего), кружок английского языка, компьютерной графики - по выбору. В тренажерном зале установлен специализированный тренажер для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Оборудована сенсорная комната. На сегодняшний день 154 ребенка-инвалида обучаются с использованием дистанционных форм.

Детям-инвалидам, состояние здоровья которых исключает возможности их пребывания в общеобразовательных организациях, организовано обучение на дому по основной общеобразовательной или адаптированной образовательной программе. В 2013/2014 учебном году на дому обучаются 605 человек, из них 465 дети-инвалиды.

Однако остается востребованной помощь по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями раннего возраста (до трех лет), по сопровождению семьи с ребенком-инвалидом с момента рождения квалифицированными специалистами, в создании условий для самореализации родителей в трудовой и общественной деятельности, для организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, успешной адаптации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.

Решение вышеназванных проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, возможно путем консолидации усилий всех заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, институтов гражданского общества. Использование программно-целевого подхода даст возможность комплексно и последовательно принимать меры по улучшению положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.