Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об установлении дополнительной меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также приравненных к ним граждан, проживающих в Саратовской области

(с изменениями на 2 июня 2020 года)



принят Саратовской областной Думой
23 сентября 2015 года

______________________________________________________________________
Примечание: действие пункта 13 части 1, абзаца третьего части 3 статьи 5,
абзаца шестого части 7 статьи 6, абзацев четвертого и восьмого части 3 статьи 10
 настоящего Закона приостановлено до 1 июля 2021 года на основании
статьи 3 Закона Саратовской области от 30.04.2021 N 43-ЗСО.
______________________________________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 01.08.2016 N 94-ЗСО,
Законом Саратовской области от 27.10.2016 N 135-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.03.2017 N 20-ЗСО,
Законом Саратовской области от 27.03.2018 N 16-ЗСО,
Законом Саратовской области от 03.10.2018 N 94-ЗСО,

Законом Саратовской области от 29.03.2019 N 33-ЗСО,

Законом Саратовской области от 06.06.2019 N 57-ЗСО,
Законом Саратовской области от 02.06.2020 N 60-ЗСО.
_______________________________________________________________

          

Статья 1

(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 03.10.2018 N 94-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

1. Дополнительная мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива) в части расходов, не подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета, в форме ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) устанавливается следующим категориям граждан, проживающих в Саратовской области (далее - граждане):

1) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

2) инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статьях 4, 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

3) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

4) бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, указанным в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".

2. При наличии у граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, права на получение компенсации по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами области, компенсация производится по одному основанию по выбору гражданина.

Статья 2

 (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 29.03.2019 N 33-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

1. Гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 4 части 1 статьи 1 настоящего Закона, компенсация предоставляется в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;

платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

2. Гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 1 настоящего Закона, компенсация предоставляется в размере 100 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;

платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

3. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Статья 3

1. Компенсация предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, исходя из фактически оплаченных отраженных в платежных документах или сведениях сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном статьей 2 настоящего Закона для соответствующей категории граждан, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. (часть признана утратившей силу Законом Саратовской области от 27.10.2016 N 135-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

3. В октябре 2015 года производится расчет авансового платежа на период с 1 ноября по 31 декабря 2015 года в среднем размере компенсации, определенном исходя из размера фактически начисленных за период с 1 января по 30 сентября 2015 года сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В декабре 2015 года производится расчет авансового платежа на период с 1 января по 31 марта 2016 года в среднем размере компенсации, определенном исходя из размера фактически оплаченных за период с 1 октября по 30 ноября 2015 года сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Начиная с 1 апреля 2016 года в течение каждого из последующих месяцев на период по 31 августа 2016 года производятся авансовые платежи в среднем размере компенсации, определенном исходя из размера фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за три месяца, предшествующие месяцу, в котором осуществляется перерасчет размера компенсации, но не ранее приобретения гражданином права на получение компенсации.

В августе 2016 года производится расчет авансового платежа на период с 1 сентября 2016 года по 31 октября 2016 года в среднем размере компенсации, определенном исходя из размера фактически оплаченных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 января по 30 июня 2016 года (но не ранее приобретения гражданином права на получение компенсации), с последующим осуществлением авансового платежа ежемесячно с 1 сентября 2016 года по 31 октября 2016 года.

Начиная с 1 ноября 2016 года авансовые платежи не рассчитываются и не выплачиваются, а ранее выплаченные авансовые платежи перерасчету не подлежат, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Размер компенсации определяется ежемесячно по сведениям организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению жилищных и коммунальных услуг, или организаций, действующих по их поручению и осуществляющих начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги. По сведениям об оплате начисленных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг компенсация выплачивается: в ноябре 2016 года - за август 2016 года, в декабре 2016 года - за сентябрь 2016 года и далее ежемесячно за каждый последующий месяц соответственно.

(часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 27.10.2016 N 135-ЗСО, см. предыдущую редакцию)


4. Граждане, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, вправе обратиться в учреждение социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по их выбору) для проведения перерасчета (корректировки) размера компенсации с заявлением-обязательством по форме согласно приложению к настоящему Закону и соответствующими платежными документами независимо от установленных частью 3 настоящей статьи сроков. В указанном случае перерасчет (корректировка) размера компенсации в соответствии с фактически оплаченными суммами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в зависимости от установленного статьей 2 настоящего Закона содержания мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для соответствующей категории граждан производится по мере представления гражданином соответствующих платежных документов.

Перерасчет (корректировка) размера компенсации на основании представленных гражданином документов производится не более чем за три года при условии, что в указанный срок гражданином не было утрачено право на получение компенсации (абзац дополнительно включен Законом Саратовской области от 27.10.2016 N 135-ЗСО).

В случае утраты платежных документов гражданин вправе представить справки о размерах начисленных и оплаченных сумм на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданные организациями, осуществляющими деятельность по предоставлению жилищных и коммунальных услуг, или организациями, действующими по их поручению и осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, содержащие подписи уполномоченных лиц и заверенные печатями этих организаций (при наличии печатей) (абзац дополнительно включен Законом Саратовской области от 27.10.2016 N 135-ЗСО).

Статья 4     
     

1. Компенсация предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, учреждением социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору гражданина) на основании документов, подтверждающих право гражданина на получение компенсации.

2. Заявление-обязательство о назначении (перерасчете размера) ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - заявление-обязательство) и документы по выбору гражданина или его законного представителя могут быть представлены в учреждение социальной защиты населения по месту жительства или пребывания (по выбору гражданина) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии).

3. В том случае, когда гражданин, претендующий на получение компенсации, является недееспособным, заявление-обязательство и документы подаются по месту жительства (пребывания) гражданина, признанного недееспособным, его законным представителем.

Статья 5
(статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 02.06.2020 N 60-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

1. Для назначения компенсации необходимы заявление-обязательство по форме согласно приложению к настоящему Закону и следующие документы и (или) сведения:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе документ, удостоверяющий личность военнослужащего Российской Федерации (для граждан Российской Федерации);

2) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая удостоверение беженца и вид на жительство (для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации);

3) удостоверение, установленное для каждой льготной категории граждан, указанных в части первой статьи 1 настоящего Закона, или сведения о выдаче удостоверения (для граждан, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", - документ (справка) или сведения, подтверждающие отнесение к категории, и сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов, или представленная гражданином справка, подтверждающая факт установления инвалидности);

4) (пункт утратил силу);

5) решение органа опеки и попечительства об установлении опеки (для граждан, признанных недееспособными);

6) документ, удостоверяющий личность гражданина, являющегося опекуном гражданина, претендующего на получение компенсации;

7) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и лиц, проживающих совместно с ним в жилом помещении (при наличии у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания), или сведения о регистрации по месту жительства (пребывания);

8) документ или сведения, подтверждающие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором проживает гражданин, претендующий на получение компенсации(для граждан, выплачивающих ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме);

9) документ, подтверждающий наличие у гражданина, претендующего на получение компенсации, в доме печного отопления, или технический паспорт здания (строения), или сведения о наличии у такого гражданина в доме печного отопления (для граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления);

10) документы или сведения, подтверждающие затраты на приобретение и доставку топлива (для граждан, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления);

11) платежные документы или сведения о фактически начисленных и оплаченных суммах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) гражданина, претендующего на получение компенсации, и (или) суммах и периодах задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

12) копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства (пребывания) на территории области - при отсутствии у граждан регистрации по месту жительства (пребывания) на территории области.


Реквизиты счета, открытого в кредитной организации, на который следует перечислять денежные средства (для граждан, получающих компенсацию через кредитные организации), представляются в произвольной форме.

2. Заявление-обязательство и документы (сведения из документов), необходимые для назначения компенсации, могут быть представлены по выбору гражданина на бумажных носителях либо в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - единый портал).

В случае представления заявления-обязательства и документов (сведений из документов) с использованием единого портала они должны соответствовать требованиям федерального законодательства к порядку оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в форме электронных документов.

Гражданину, представившему заявление-обязательство и документы (сведения из документов), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, с использованием единого портала с нарушением требований, указанных в абзаце втором настоящей части, в течение одного рабочего дня после дня регистрации заявления-обязательства учреждением социальной защиты населения направляется уведомление с использованием единого портала. В уведомлении даются мотивированные разъяснения о несоответствии представленных в форме электронных документов заявления-обязательства и документов (сведений из документов) установленным требованиям законодательства Российской Федерации. Гражданину предлагается после устранения замечаний, указанных в уведомлении, повторно обратиться с заявлением-обязательством и документами (сведениями из документов) с использованием единого портала (далее - повторное обращение) либо представить заявление-обязательство и оригиналы документов (или их нотариально заверенные копии), обязательных к представлению гражданином, непосредственно в учреждение социальной защиты населения.