Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации области от 02.10.2015 N 1091 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тамбовской области (2011-2020 годы)"

2.Проблемы, сложившиеся в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и МГН Тамбовской области


В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Данные меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем:

несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, Тамбовской области с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;

отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других МГН;

отсутствие беспрепятственного доступа к приоритетным объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (инфраструктура Тамбовской области включает в себя значительное число объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурного строения, различных форм собственности и ведомственной принадлежности);

отсутствие адаптации жилых домов для инвалидов с физическими недостатками (отсутствуют подъемные устройства в жилых домах, пандусы, перила для инвалидов-колясочников), а также не оборудованы входные группы, лифты для инвалидов-колясочников.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, людей с детскими колясками, беременных женщин, детей дошкольного возраста).

Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других МГН обусловлена следующими причинами:

масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы, длительность решения проблемы - решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, жилых многоэтажных домов, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности;

инновационный характер проблемы - для ее решения потребуется выработка новых форм и методов создания и внедрения механизмов формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, повышения эффективности реабилитационных услуг;

комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, организационного и информационного характера, затрагивающих интересы различных собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий;

межведомственный характер проблемы - для ее решения потребуется межведомственное взаимодействие федеральных исполнительных органов государственной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, учреждений, организаций, обществ.

В 2015 году во исполнение письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 13-6/10/П-1369 с целью уточнения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и видов работ по приспособлению их для инвалидов и других МГН проведена оценка текущего состояния доступности объектов, актуализация всех существующих паспортов доступности приоритетных объектов в соответствии с методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.

По итогам проведенной работы определены первоочередные меры по обустройству и адаптации объектов социальной инфраструктуры, составлены планы развития учреждений по поэтапному приведению до 2021 года действующих объектов и порядков предоставления на них услуг в соответствие с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов.

В результате в "дорожной карте" отражены мероприятия, предусматривающие работы до 2021 года по обеспечению доступности 489 объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах жизнедеятельности, сроки их реализации. Таким образом, в результате проведенных мероприятий к 2021 году значение показателя по обеспечению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН достигнет 76%.

Задача всех органов исполнительной власти довести указанный показатель до 100 процентов. Однако отсутствие технической возможности по оборудованию зданий с учетом строительных норм и правил не позволяет провести работы по адаптации объектов в полном объеме с учетом нужд инвалидов.

В связи с этим органами исполнительной власти области будут приниматься согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, либо, когда это возможно, предоставления необходимой услуги по месту жительства или в дистанционном режиме. Кроме того, во всех подведомственных учреждениях органов исполнительной власти области в сфере установленных полномочий приказом руководителя учреждения на специалиста возложено обеспечение сопровождения инвалидов в учреждении с закреплением данной функции в должностной инструкции специалиста.

В настоящее время в области наметились позитивные изменения в части обновления парка общественного автомобильного и городского транспорта, адаптированного для перевозки инвалидов. Только в 2015 году приобретено 18 низкопольных автобусов. В 2016 - 2021 годах будет приобретено 75 низкопольных автобусов для работы на городских и пригородных маршрутах, что позволит довести значение показателя доступности для инвалидов транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров, в 2021 году до 20,2 %.

В сфере строительства согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В связи с этим согласно действующему градостроительному законодательству строительство в области осуществляется на основании проектной документации, прошедшей экспертизу, в том числе экспертизу проектных решений в части выполнения Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - Свод правил).