В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года" и переходом к программному бюджету происходит трансформация задач от ведомственного финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, к внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту. При организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита акцент должен быть направлен на контроль за результатами, которые приносят экономический эффект, оценку результативности государственных программ и государственных заданий.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в части эффективности использования средств областного бюджета осуществляется органами исполнительной власти в рамках установленных статьей 160.2-1 БК РФ бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Принцип эффективности использования средств областного бюджета, определенный статьей 34 БК РФ, заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий, исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель средств областного бюджета в рамках полномочий, определенных статьей 162 БК РФ, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета) и обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует бюджетную отчетность и представляет бюджетную отчетность получателя средств областного бюджета соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств в силу положений, определенных статьей 158 БК РФ, в части эффективности использования средств областного бюджета обеспечивают:
- результативность, адресность и целевой характер использования средств областного бюджета в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Право на осуществление проверок главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, предоставившими субсидии из областного бюджета бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанного с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества и иные цели (далее - субсидии), а также субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, определено статьями 78 и 78.1 БК РФ.