Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2015 год и на период до 2017 года


Раздел 2. Пояснительная записка к прогнозу


Прогноз разработан на основе:

- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, предполагающего относительную стабилизацию геополитической обстановки, прекращение действия в августе 2015 года санкций, введенных в Российской Федерации на импорт продовольственных продуктов, постепенную отмену в 2015 году санкций в отношении российских компаний, восстановление доступа компаний на мировые рынки капитала в 2016 - 2017 годах;

- тенденций социально-экономического развития Омской области за предшествующие годы и фактически складывающейся ситуации в текущем году;

- прогнозных данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области, на 2015 год и на период до 2017 года;

- мер по социально-экономическому развитию Омской области, предусмотренных областным законодательством.

Прогноз выполнен по двум вариантам. Второй вариант прогноза предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области.

Показатели прогноза ориентированы на достижение целевых индикаторов указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602, 606 и рассчитаны исходя из направлений региональной государственной политики, определенных в рамках завершения первого этапа и начала второго этапа Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия).

Корректировка основных параметров прогноза на 2015 - 2017 годы по сравнению с показателями уточненного прогноза социально-экономического развития Омской области на 2014 год и на период до 2016 года, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 10 апреля 2014 года N 35-рп, в основном связана с ухудшением макроэкономических показателей в связи с ростом внешнеполитических рисков и введением санкций в отношении российских компаний. В связи с этим в сторону понижения пересмотрены оценки 2014 года и прогноз по динамике ряда показателей, в том числе валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП), индекса промышленного производства, инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота, финансовых результатов деятельности организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области, а также фонда оплаты труда и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций Омской области.

ВРП в 2017 году вырастет на 4,6 - 7,9 процента к уровню 2014 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Среднегодовой прирост ВРП составит 1,5 - 2,6 процента по вариантам прогноза соответственно.

Динамика данного интегрированного показателя в прогнозируемом периоде будет определяться темпами роста в производственном секторе экономики Омской области, инвестиционной активностью организаций, улучшением их финансового состояния.

В 2015 - 2017 годах прогнозируется рост промышленного производства в Омской области. В 2017 году объем промышленного производства составит по первому варианту прогноза 105 процентов к уровню 2014 года, по второму варианту - 108,2 процента. Среднегодовые темпы роста промышленного производства составят 101,6 - 102,7 процента.

Основой роста промышленного производства в прогнозируемом периоде останутся обрабатывающие производства. В 2017 году объем обрабатывающего производства возрастет на 6 - 8,2 процента относительно уровня 2014 года по вариантам прогноза соответственно. Наибольший вклад в рост промышленного производства внесут организации нефтехимического комплекса, пищевой промышленности и машиностроения, доля которых в валовой добавленной стоимости составляет более 70 процентов.

В разрезе видовой структуры обрабатывающей промышленности прогнозируется следующая динамика: производство нефтепродуктов (104,8 - 109 процентов соответственно по вариантам прогноза к уровню 2014 года); химическое производство (107,2 - 112,2 процента); производство резиновых и пластмассовых изделий (111,9 - 119,4 процента); производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (102,2 - 104,1 процента); производство машин и оборудования (108,1 - 111,4 процента); производство транспортных средств и оборудования (105,3 - 113,3 процента); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (109,2 - 117,6 процента); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (105,9 - 111,8 процента); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (120 - 124,2 процента); обработка древесины и производство изделий из дерева (106,7 - 112,4 процента); целлюлозно-бумажное производство (108,9 - 117,4 процента); текстильное и швейное производство (114,4 - 122,9 процента); производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (113,3 - 119,1 процента).

Стратегией определены приоритетные для развития региона и имеющие высокий уровень конкурентоспособности отраслевые кластеры: кластер нефтепереработки и нефтехимии, кластер высокотехнологичных компонентов и систем, агропищевой и лесопромышленный кластеры. Реализация кластерных проектов, ориентированных на создание законченной технологической цепи, не только обеспечит прирост промышленного производства, но и позволит создавать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, стимулировать инвестиционную и инновационную активность организаций-участников кластеров, развить кооперационные связи между ними.

Основные направления перспективного развития кластера нефтепереработки и нефтехимии предусматривают использование имеющегося потенциала и создание новых мощностей по производству нефтехимической продукции, реализацию проекта по производству этилена, создание и развитие сегмента инжиниринговых услуг на базе проектных и сервисных организаций-участников кластера Омской области. В 2015 - 2017 годах планируется начало реализации проекта газохимического комплекса.

Кроме того, развитию нефтехимического кластера будет способствовать продолжение реализации проектов, ориентированных на создание законченной технологической цепи от переработки углеводородного сырья до выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе:

- увеличение глубины переработки нефти (с 91 процента в 2014 году до 95 процентов в 2017 году) и объема выпуска высокомаржинальной продукции - высокооктановых бензинов и топлива классов Евро-4 и Евро-5 (ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ");

- наращивание объемов производства полипропилена (ООО "Полном") и создание промышленного парка по его переработке и выпуску тары, упаковки, посуды, строительных материалов;

- реализация проектов по переработке полимеров в готовые изделия (ЗАО "Ретал", ООО "Омский завод трубной изоляции" и т.д.);

- увеличение объемов производства и расширение ассортимента и модификаций шинной продукции (ОАО "Кордиант").

В рамках развития кластера высокотехнологичных компонентов и систем в 2015 - 2017 годах получит развитие производство импортозамещающих изделий для российской авиационной и ракетной техники, инженерных машин, телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи, приборов и оборудования для медицины и жилищно-коммунального хозяйства.

Предполагается дальнейшее развитие омского технопарка радиоэлектроники, центров промышленной кооперации и прототипирования, продолжение реализации проекта создания федерального инжинирингового центра по разработке конструкций на основе нанокомпозитных материалов на базе ФГУП "НПП "Прогресс", расширение поставок высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области структурным подразделениям ОАО "Газпром" в соответствии с Дорожной картой проекта "Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО "Газпром", утвержденной Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области В.И. Назаровым и Председателем Правления ОАО "Газпром" А.Б. Миллером 29 января 2014 года, подписание и реализация аналогичных дорожных карт с другими корпоративными заказчиками и потенциальными потребителями (ОАО "АК "АЛРОСА", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "ТГК-11").

Прирост объемов производства в машиностроительном комплексе в 2015 - 2017 годах планируется обеспечить за счет развития импортозамещения, освоения новых видов и модификаций продукции, увеличения объемов работ по государственному оборонному заказу, увеличению спроса на продукцию и объема заказов.

В производстве машин и оборудования "точками роста" станут организации, развивающие высокие оборонные технологии (например, ОАО "Омский завод транспортного машиностроения", на базе которого в 2016 году предусмотрено отрыть центр аддитивных технологий и цифрового производства).

В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования приоритетными проектами являются:

- развитие теле- и радиоэлектроники в рамках создаваемого центра по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов на базе ОАО "ОНИИП";

- создание дизайн-центра по разработке и производству многофункциональных сверхвысокочастотных модулей типа "система в корпусе" в ОАО "Центральное конструкторское бюро автоматики";

- формирование современного научно-производственного комплекса для выполнения обязательств предприятия по поставкам продукции по государственному оборонному заказу и в рамках международного военно-технического сотрудничества в ОАО "Сатурн".