Действующий

Об утверждении государственной программы Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области" (с изменениями на 13 марта 2024 года)



2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития


В рамках реализации подпрограммы предусмотрено осуществление мероприятий, направленных на снижение административных барьеров и повышение качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 09.03.2023 N 100-п)


Основные проблемы, решаемые в сфере реализации подпрограммы:


1) сохранение профессионально-квалификационного дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда Омской области, что ограничивает возможности оперативного подбора работников для укомплектования свободных рабочих мест и вакантных должностей, предоставленных работодателями в центры занятости. В течение 2012 года почти третья часть вакансий, заявленных работодателями, оставалась незаполненной около четырех месяцев. По отдельным профессиям потребность работодателей в кадрах на вакантные рабочие места в 10 раз превышала численность граждан, претендующих на эти рабочие места (врачи, медицинский персонал средней квалификации, агрономы, рабочие строительных профессий, монтажники, крановщики, слесари различной квалификации, электромонтеры);


2) дефицит рабочих мест постоянного характера в сельской местности. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области из 29,2 тыс. рабочих мест, созданных в 2012 году в Омской области, только 6,4 тыс. рабочих мест были организованы в муниципальных районах Омской области. При этом лишь в 6 муниципальных районах Омской области число новых рабочих мест превысило число ликвидированных рабочих мест;


3) ограниченное количество рабочих мест, на которых работодателями создаются специальные условия для трудоустройства отдельных категорий граждан, неконкурентоспособных на рынке труда (инвалиды, выпускники профессиональных образовательных организаций без практического опыта работы; женщины, имеющие малолетних детей; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы; граждане, которым назначено наказание в виде лишения свободы условно);


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.12.2017 N 429-п)


3.1) недостаточная информированность инвалидов о возможности трудоустройства; низкий уровень мотивации у значительной части инвалидов к трудовой деятельности; отсутствие профессиональных компетенций по профессиям (специальностям), подходящим инвалидам в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида; низкая осведомленность работодателей о специфике взаимодействия с работниками, имеющими инвалидность; ограниченное количество рабочих мест со специальными условиями труда для трудоустройства инвалидов и др.;


3.2) ограниченная обеспеченность органов государственной службы занятости населения Омской области кадровыми ресурсами в условиях особых требований, предъявляемых к специалистам, участвующим в организации и проведении мероприятий по трудоустройству инвалидов;


3.3) недостаточность ресурсов общественных формирований (общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций), готовых заниматься вопросами сопровождаемой занятости инвалидов;


4) отсутствие источников дохода у незанятых граждан в период поиска ими работы - ежегодно порядка 70 процентов незанятых граждан, обращающихся за содействием в центры занятости в целях поиска подходящей работы, признаются в качестве безработных и становятся получателями социальных выплат;


5) неполное соответствие условий предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения требованиям федеральных стандартов и административных регламентов;


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 19.08.2020 N 312-п)


6) рост напряженности на рынке труда Омской области в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По состоянию на 1 июля 2020 года, исходя из сведений, размещенных хозяйствующими субъектами Омской области в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России", численность работников, находящихся в режиме неполной занятости в связи с введением ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области по причине распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), составила 1 454 человека (у 123 работодателей), в режиме простоя - 6 396 человек (у 202 работодателей), в отпусках без сохранения заработной платы - 279 человек (у 20 работодателей). Численность работников, находящихся на удаленном (дистанционном) режиме работы в связи с введением ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области по причине распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), составила 27 775 человек (в 888 организациях). В течение первого полугодия 2020 года увеличилось количество ищущих работу граждан, обратившихся в центры занятости. Коэффициент напряженности в Омской области вырос с 0,4 (по состоянию на 1 января 2020 года) до 1,4 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию (по состоянию на 1 июля 2020 года).