Социально-экономическое развитие Омской области в настоящее время происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за финансовые, материальные и кадровые ресурсы. Одной из первоочередных стратегических целей социально-экономического развития региона является повышение эффективности системы государственного управления. Достижению данной цели способствуют организация и проведение мероприятий, ориентированных на совершенствование государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики на территории Омской области, повышение качества управления общественными финансами и собственностью Омской области, развитие государственной гражданской службы, государственно-правовых институтов на территории Омской области и внутреннего государственного финансового контроля.
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 02.03.2016 N 51-п)
В сфере управления региональными финансами, а также имуществом Омской области за последние годы достигнуты значимые положительные результаты. Планирование областного бюджета осуществляется раздельно по действующим и принимаемым расходным обязательствам Омской области с представлением обоснований бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств областного бюджета. В целях определения наиболее эффективных расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов планирование принимаемых расходных обязательств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе.
Формирование областного бюджета осуществляется с помощью программно-целевого метода на основе четкой системы целеполагания субъектов бюджетного планирования Омской области, построенной по принципу иерархии целей и задач с их ориентированием на приоритеты социально-экономического развития региона. В Омской области в настоящее время доля программных расходов областного бюджета составляет более 90 процентов, что является одним из лучших показателей среди субъектов Российской Федерации.
В целях развития программно-целевых методов планирования бюджета в Омской области в 2013 году реализован комплекс мероприятий по внедрению в бюджетный процесс государственных программ Омской области и формированию на их основе программного бюджета, разработана соответствующая нормативно-правовая база.
В Омской области планирование областного бюджета начиная с 2010 года полностью осуществляется в единой автоматизированной системе управления бюджетным процессом на основе взаимоувязанных механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
В данной системе в автоматическом режиме осуществляется формирование:
- реестра расходных обязательств Омской области;
- данных на основе заполняемых в автоматизированной системе справочников целей и задач деятельности субъектов бюджетного планирования, а также перечня государственных услуг Омской области и государственного задания на их оказание;
- предложений по уточнению на очередной финансовый год и первый год планового периода и по определению на второй год планового периода объемов бюджетных ассигнований областного бюджета;
- проекта закона Омской области об областном бюджете и одновременных документов к нему.
В 2011 году в Омской области осуществлен переход от однолетнего к среднесрочному планированию и утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, начиная с областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов планирование бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется в формате "скользящей трехлетки".
В настоящее время в Омской области достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений, выстроена устойчивая структура межбюджетных трансфертов, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования расходов областного и местных бюджетов, а также укреплению доходной базы местных бюджетов.
С 2011 года в Омской области ежегодно увеличивается доля нецелевой финансовой помощи местным бюджетам. Так, по итогам 2010 года соотношение объема дотаций к объему субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета) составило 6,1 процента, в 2013 году - 24,1 процента.
Кроме того, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации региональным законодательством ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований Омской области.
Расчетный объем поступлений в местные бюджеты по данным нормативам увеличился с 2010 года в 2 раза.
В 2012 и 2013 годах одним из приоритетных направлений поддержки органов местного самоуправления Омской области (далее - ОМСУ) стало организационное и методологическое сопровождение бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области в связи с переходом на составление местных бюджетов на три года, а также изменениями бюджетного законодательства.
Кроме того, в целях автоматизации процесса планирования местных бюджетов Министерством финансов в 2012 году проведены организационные мероприятия по переходу к формированию бюджетов муниципальных районов Омской области на 2013 - 2015 годы в программном комплексе "Бюджетирование, ориентированное на результат".
В рамках контроля за деятельностью ОМСУ в сфере управления муниципальными финансами, а также стимулирования к повышению качества управления муниципальными финансами Министерством финансов ежеквартально и по итогам года проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе город Омск) Омской области. Мониторинг позволяет выявить негативные тенденции в управлении муниципальными финансами и оперативно принять меры по их устранению. Результаты оценки, несомненно, свидетельствуют о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области. По итогам 2013 года процент достижения максимально возможной оценки в среднем по муниципальным образованиям Омской области составил 86 процентов (по итогам 2010 года - 80 процентов).
Также большое внимание в регионе уделяется обеспечению открытости областного и местных бюджетов. При этом на официальных сайтах органов исполнительной власти Омской области на постоянной основе размещается актуальная информация о бюджетном процессе, основных параметрах бюджетов, об основных инструментах программно-целевого планирования. Также посредством использования программного комплекса "Аналитический центр руководителя" граждане и организации могут ознакомиться с данными в разрезе структуры доходов и расходов бюджетов всех уровней, межбюджетных трансфертов, долговых обязательств Омской области и о ходе их исполнения.
Внутренний финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и одной из важных функций государственного управления, содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств.
Одним из направлений управления региональными финансами Омской области является осуществление государственного финансового контроля. В Омской области построена система как внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Министерством финансов (в части предварительного контроля) и Главным управлением финансового контроля Омской области (в части последующего контроля), так и внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых органами исполнительной власти Омской области в отношении государственных учреждений Омской области.
В настоящее время на территории Омской области сформированы необходимые условия для осуществления внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Ежегодно в Омской области внутренним финансовым контролем охватывается более 30 процентов получателей бюджетных средств и иных организаций, получающих средства из областного бюджета, а также увеличивается объем проверенных средств и выявленных финансовых нарушений.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены значительные изменения в правовое регулирование государственного финансового контроля, в соответствии с которыми разграничены полномочия органов государственного финансового контроля, определены функции органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также значительно расширен круг объектов контроля, ужесточена административная ответственность и введены бюджетные меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства.
Данные изменения будут способствовать повышению эффективности осуществления контрольной деятельности органов финансового контроля, ответственности получателей бюджетных средств за целевое использование бюджетных средств, а также позволят предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере при исполнении бюджетного процесса.
Одним из направлений внутреннего государственного финансового контроля является осуществление методологического обеспечения контрольной деятельности органов исполнительной власти Омской области. В целях повышения эффективности контроля за целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета и соблюдением бюджетного законодательства были разработаны документы, способствующие повышению эффективности осуществления контроля за использованием бюджетных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2014 года органы внутреннего государственного финансового контроля наделяются полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок в части обоснования цены и выполнения условий контрактов.
Сфера управления имуществом Омской области охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов собственности Омской области, безвозмездные прием и передача их на другие уровни собственности, приватизация и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, реорганизация и ликвидация областных предприятий и государственных учреждений Омской области.