ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 года N 121-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2013 - 2016 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Омской области от 28.08.2013 N 209-п, от 29.12.2014 N 367-п, от 21.10.2015 N 287-п, от 21.12.2016 N 389-п)
Правительство Омской области постановляет:
Утвердить прилагаемую программу Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы".
ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы"
(в редакции Постановлений Правительства Омской области от 28.08.2013 N 209-п, от 29.12.2014 N 367-п, от 21.10.2015 N 287-п, от 21.12.2016 N 389-п)
Наименование | Программа Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) | |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) |
Исполнители | Министерство, Министерство образования Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), организации в соответствии с законодательством (далее - организации) |
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 29.12.2014 N 367-п) | |
Цель и задачи | Цель Программы - создание условий для достижения продовольственной безопасности в части обеспечения физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов для населения Омской области в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов. |
Основные целевые индикаторы | - создание новых (сохранение) рабочих мест; |
Срок и этапы реализации | Программа предполагает реализацию в 2 этапа. |
Финансовое обеспечение <*> | Объем финансирования Программы из областного бюджета - 3075424,5 тыс. рублей, в том числе по годам: |
(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 28.08.2013 N 209-п, от 29.12.2014 N 367-п, от 21.10.2015 N 287-п, от 21.12.2016 N 389-п) | |
Основные ожидаемые конечные результаты | Реализация Программы позволит: |
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 21.10.2015 N 287-п) |
________________
<*> - Программа является планом мероприятий, реализация которых осуществляется за счет бюджета Омской области в рамках государственных и иных программ в соответствии с законодательством.
(в ред. Постановления Правительства Омской области от 29.12.2014 N 367-п)
По состоянию на 1 января 2013 года население Омской области составляло 1974 тыс. человек, из которых 1213,9 тыс. человек, или 60 процентов, население в организованных коллективах (приложение N 1 к Программе).
Площадь Омской области составляет 141,14 тыс. кв.км, более трети из них занимают сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий.
Планом действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2013 год предусмотрено внедрение новой системы стимулирования инвестиционной деятельности в Омской области и установление режима наибольшего инвестиционного благоприятствования, развитие экономики кластерного типа.
Указанным Планом действий также закладываются комплексные преобразования в социальной сфере, направленные на повышение уровня и стандартов жизни населения, развитие человеческого потенциала, профилактику и снижение социального неблагополучия в Омской области.
Предусмотрено совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием Омской области, будут разработаны проекты стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года и программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу. В указанную стратегию предполагается включение мероприятий по внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции местного агропромышленного комплекса.
Ведущие направления сельского хозяйства Омской области:
- растениеводство (выращивание зерновых культур, масличных, овощей, картофеля);
- животноводство (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство).
В сельской местности проживает более 28 процентов населения Омской области. В агропромышленном комплексе производится 9,5 процента валового регионального продукта Омской области, на сельскохозяйственных предприятиях занято 15,2 процента общей численности работников, занятых в экономике Омской области.
Достаточно благоприятные природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.
В связи с изменением структуры спроса на продовольственные товары, увеличением потребления населением продуктов отечественного производства сельское хозяйство в перспективе может внести значительный вклад в устойчивое развитие экономики Омской области.
Решение проблемы обеспечения жителей Омской области качественным питанием - важное направление социальной политики Правительства Омской области. Решение этой проблемы может быть только комплексным.
В изменившихся условиях жизни требуется использование новых современных методов в организации питания в целях удовлетворения запросов населения.
Внутренняя продовольственная помощь - система государственной социальной поддержки населения, направленная на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.
Организованные коллективы - группы населения, выделяемые по их принадлежности к демографической группе, соответствующему учреждению (организации), по социальному положению (дети дошкольного и школьного возраста, студенты, военнослужащие, граждане, находящиеся на лечении в учреждениях здравоохранения, граждане, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, и др.).
Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион питания, представленный в виде набора пищевых продуктов в объемах и соотношениях, которые отвечают современным научным принципам здорового питания, с учетом особенностей групп лиц, питающихся в организованных коллективах.
Коллективное питание - форма организации питания организованных коллективов.
Социальное питание - организация питания отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.
Система социального питания включает в себя элементы всей товаропроводящей цепочки от производства сырья до готового рациона питания, органы управления, учреждения, в которых организуется социальное питание, организации, производящие пищевую продукцию для социального питания, объекты логистики: склады, распределительные центры и центры комплектования рационов питания, транспортные предприятия, а также группы населения, для которых организуется социальное питание.
Корпоративное питание - форма организации коллективного питания работников на средних и крупных предприятиях, а также в иных организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Развитие системы коллективного питания будет способствовать:
- инновационному развитию агропромышленного комплекса и смежных отраслей, сохранению сельского уклада жизни;
- диверсификации экономики Омской области;
- развитию малого и среднего бизнеса, развитию кооперации;
- созданию дополнительных рабочих мест;
- повышению инвестиционной привлекательности Омской области;
- стимулированию внутреннего спроса на продукты питания;
- повышению инвестиционной привлекательности существующей системы социального питания;
- снижению нагрузки на областной бюджет;
- снижению уровня заболеваемости, развитию профилактического здравоохранения;
- снижению травматизма на рабочих местах.
Омская область обязана ежедневно обеспечивать питанием более 28 процентов населения. Питание предоставляется при нахождении граждан в следующих учреждениях: детские сады и школы, больницы, военные части и др.
Кроме того, более 33 процентов населения Омской области входят в организованные трудовые коллективы, охватывающие работников средних и крупных предприятий, не имеющих или имеющих ограниченные возможности по получению горячего питания в обеденный перерыв в традиционных точках общественного питания.
Действующая в настоящее время система питания не позволяет соблюдать высокие требования к качеству на всех этапах - от закупки сельхозпродукции до непосредственной раздачи питания. Кроме того, организуемое в настоящее время питание не ориентировано на использование продукции местного сельскохозяйственного производства.
Структура сельскохозяйственного производства показывает, что в руках средних и малых сельхозпроизводителей сосредоточено до 90 процентов производства продукции по некоторым категориям (крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в 2011 году: молоко - 58 процентов, картофель - 95 процентов, овощи - 87 процентов).
В настоящее время доступ таких производителей к рынку жестко ограничен в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Очевидна необходимость построения производственно-сбытовых цепочек для отечественных сельхозпроизводителей, организация которых возможна через создание производственно-логистических центров (далее - ПЛЦ) и (или) агропромышленных кластеров, предназначенных для создания замкнутой цепочки агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.
Современным, инновационным и эффективным способом решения задачи предоставления питания населению является создание единой системы внутренней продовольственной помощи, включающей коллективное питание и основанной на продукции агропромышленного комплекса Омской области.
Причины использования программного подхода к построению системы коллективного питания:
- отсутствие товаропроводящей инфраструктуры и системного подхода к организации коллективного питания;
- игнорирование современного индустриального подхода к организации питания коллективов, технологическая неразвитость производства рационов питания;
- низкая экономическая эффективность существующего подхода к предоставлению коллективного питания;
- отсутствие начального исследования и постоянной системы мониторинга баланса спроса и предложения;
- неразвитая система контроля качества как сырья, так и предоставляемого коллективного питания.
Целевая направленность системы внутренней продовольственной помощи позволяет решить государственные задачи, определенные Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также областными проектами и программами, разработанными для реализации направлений государственной и областной политики в сфере достижения продовольственной безопасности.
Целью Программы является создание условий для достижения продовольственной безопасности в части обеспечения физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов для населения Омской области в объемах и ассортименте, соответствующем установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) создание условий для функционирования системы внутренней продовольственной помощи (совершенствование нормативной правовой базы, разработка и внедрение механизмов управления системой внутренней продовольственной помощи);
2) развитие товаропроводящей инфраструктуры и материально-технической базы внутренней продовольственной помощи;
3) развитие сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи;
4) содействие созданию эффективной системы контроля качества и безопасности продукции для обеспечения населения Омской области.