Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2013 года N 121-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОМОЩИ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ПРОДУКЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2013 - 2016 ГОДЫ"

(в редакции Постановлений Правительства Омской области от 28.08.2013 N 209-п, от 29.12.2014 N 367-п, от 21.10.2015 N 287-п, от 21.12.2016 N 389-п)

Правительство Омской области постановляет:

Утвердить прилагаемую программу Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы".


Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.И.Назаров





Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 27 мая 2013 года N 121-п

ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы"

   (в редакции Постановлений Правительства Омской области от 28.08.2013 N 209-п, от 29.12.2014 N 367-п, от 21.10.2015 N 287-п, от 21.12.2016 N 389-п)

ПАСПОРТ программы Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы"

Наименование

Программа Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта)

Распоряжение Губернатора Омской области от 27 мая 2013 года N 90-р "О создании рабочей группы по разработке программы Омской области "Развитие системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Омской области, на 2013 - 2016 годы"

Заказчик

Правительство Омской области

Исполнитель-координатор

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство)

Исполнители

Министерство, Министерство образования Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), организации в соответствии с законодательством (далее - организации)

(в ред. Постановления Правительства Омской области от 29.12.2014 N 367-п)

Цель и задачи

Цель Программы - создание условий для достижения продовольственной безопасности в части обеспечения физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов для населения Омской области в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов.
Задачи Программы:
- создание условий для функционирования системы внутренней продовольственной помощи (совершенствование нормативной правовой базы, разработка и внедрение механизмов управления системой внутренней продовольственной помощи);
- развитие товаропроводящей инфраструктуры и материально-технической базы внутренней продовольственной помощи;
- развитие сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи;
- содействие созданию эффективной системы контроля качества и безопасности продукции для обеспечения населения Омской области

Основные целевые индикаторы

- создание новых (сохранение) рабочих мест;
- стабилизация индекса потребительских цен на основные виды продовольственных товаров;
- увеличение уровня самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции;
- производство продуктов питания диетических и обогащенных микронутриентами;
- достижение показателей сбалансированности питания населения Омской области по рациональным нормам потребления;
- объем переориентированных средств, затрачиваемых на закупку продуктов питания для организованных коллективов, на продукцию отечественных (в том числе местных) сельскохозяйственных производителей;
- удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продуктов, потребляемых системой внутренней продовольственной помощи;
- уровень охвата организованных коллективов питанием системы внутренней продовольственной помощи

Срок и этапы реализации

Программа предполагает реализацию в 2 этапа.
Этап 1. Организация временной схемы работы системы внутренней продовольственной помощи, основанной на продукции местных поставщиков (2013 - 2014 годы).
Этап 2. Выстраивание и отработка новой системы питания на базе продукции местного производства (2014 - 2016 годы)

Финансовое обеспечение <*>

Объем финансирования Программы из областного бюджета - 3075424,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 712151,1 тыс. рублей;
2014 год - 833698,6 тыс. рублей;
2015 год - 829580,0 тыс. рублей;
2016 год - 699994,8 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования из местных бюджетов - 519933,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 61666,7 тыс. рублей;
2014 год - 150856,1 тыс. рублей;
2015 год - 153652,5 тыс. рублей;
2016 год - 153758,5 тыс. рублей.
Прогнозируемый объем финансирования из внебюджетных источников - 9000000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 500000 тыс. рублей;
2014 год - 2000000 тыс. рублей;
2015 год - 2500000 тыс. рублей;
2016 год - 4000000 тыс. рублей

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 28.08.2013 N 209-п, от 29.12.2014 N 367-п, от 21.10.2015 N 287-п, от 21.12.2016 N 389-п)

Основные ожидаемые конечные результаты

Реализация Программы позволит:
- увеличить уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами до 101,4 процента;
- увеличить уровень самообеспечения мясом и мясопродуктами до 112,5 процента;
- увеличить уровень самообеспечения зерном до 164,6 процента;
- увеличить уровень самообеспечения картофелем до 120,4 процента;
- увеличить уровень самообеспечения овощами и бахчевыми до 82,3 процента;
- достигнуть роста индекса потребительских цен на основные виды социально значимых продовольственных товаров не более 4 процентов в год;
- создать 358 новых рабочих мест;
- увеличить производство продуктов питания диетических и обогащенных микронутриентами до 1,2 тыс. т;
- обеспечить показатель сбалансированности питания населения Омской области по рациональным нормам потребления до 97 процентов;
- обеспечить объем переориентированных средств, затрачиваемых на закупку продуктов питания для организованных коллективов, на продукцию отечественных (в том числе местных) сельскохозяйственных производителей, до 3301 тыс. рублей;
- обеспечить удельный вес отечественных пищевых продуктов в общем объеме продуктов, потребляемых системой внутренней продовольственной помощи, до 94 процентов;
- обеспечить уровень охвата организованных коллективов питанием системы внутренней продовольственной помощи до 65 процентов

(в ред. Постановления Правительства Омской области от 21.10.2015 N 287-п)

     ________________

<*> - Программа является планом мероприятий, реализация которых осуществляется за счет бюджета Омской области в рамках государственных и иных программ в соответствии с законодательством.

(в ред. Постановления Правительства Омской области от 29.12.2014 N 367-п)


 I. Содержание проблемы  Общая характеристика и направления социально-экономического развития Омской области

По состоянию на 1 января 2013 года население Омской области составляло 1974 тыс. человек, из которых 1213,9 тыс. человек, или 60 процентов, население в организованных коллективах (приложение N 1 к Программе).

Площадь Омской области составляет 141,14 тыс. кв.км, более трети из них занимают сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий.

Планом действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2013 год предусмотрено внедрение новой системы стимулирования инвестиционной деятельности в Омской области и установление режима наибольшего инвестиционного благоприятствования, развитие экономики кластерного типа.

Указанным Планом действий также закладываются комплексные преобразования в социальной сфере, направленные на повышение уровня и стандартов жизни населения, развитие человеческого потенциала, профилактику и снижение социального неблагополучия в Омской области.

Предусмотрено совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием Омской области, будут разработаны проекты стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года и программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу. В указанную стратегию предполагается включение мероприятий по внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции местного агропромышленного комплекса.

Ведущие направления сельского хозяйства Омской области:

- растениеводство (выращивание зерновых культур, масличных, овощей, картофеля);

- животноводство (молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство).

В сельской местности проживает более 28 процентов населения Омской области. В агропромышленном комплексе производится 9,5 процента валового регионального продукта Омской области, на сельскохозяйственных предприятиях занято 15,2 процента общей численности работников, занятых в экономике Омской области.

Достаточно благоприятные природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.

В связи с изменением структуры спроса на продовольственные товары, увеличением потребления населением продуктов отечественного производства сельское хозяйство в перспективе может внести значительный вклад в устойчивое развитие экономики Омской области.

Решение проблемы обеспечения жителей Омской области качественным питанием - важное направление социальной политики Правительства Омской области. Решение этой проблемы может быть только комплексным.

В изменившихся условиях жизни требуется использование новых современных методов в организации питания в целях удовлетворения запросов населения.


 Существующая в настоящее время организация питания коллективов, общие термины и понятия

Внутренняя продовольственная помощь - система государственной социальной поддержки населения, направленная на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Организованные коллективы - группы населения, выделяемые по их принадлежности к демографической группе, соответствующему учреждению (организации), по социальному положению (дети дошкольного и школьного возраста, студенты, военнослужащие, граждане, находящиеся на лечении в учреждениях здравоохранения, граждане, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, и др.).

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион питания, представленный в виде набора пищевых продуктов в объемах и соотношениях, которые отвечают современным научным принципам здорового питания, с учетом особенностей групп лиц, питающихся в организованных коллективах.

Коллективное питание - форма организации питания организованных коллективов.

Социальное питание - организация питания отдельных групп населения на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.

Система социального питания включает в себя элементы всей товаропроводящей цепочки от производства сырья до готового рациона питания, органы управления, учреждения, в которых организуется социальное питание, организации, производящие пищевую продукцию для социального питания, объекты логистики: склады, распределительные центры и центры комплектования рационов питания, транспортные предприятия, а также группы населения, для которых организуется социальное питание.

Корпоративное питание - форма организации коллективного питания работников на средних и крупных предприятиях, а также в иных организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.


 Социально-экономические предпосылки формирования системы коллективного питания

Развитие системы коллективного питания будет способствовать:

- инновационному развитию агропромышленного комплекса и смежных отраслей, сохранению сельского уклада жизни;

- диверсификации экономики Омской области;

- развитию малого и среднего бизнеса, развитию кооперации;

- созданию дополнительных рабочих мест;

- повышению инвестиционной привлекательности Омской области;

- стимулированию внутреннего спроса на продукты питания;

- повышению инвестиционной привлекательности существующей системы социального питания;

- снижению нагрузки на областной бюджет;

- снижению уровня заболеваемости, развитию профилактического здравоохранения;

- снижению травматизма на рабочих местах.


 Обоснование необходимости разработки Программы

Омская область обязана ежедневно обеспечивать питанием более 28 процентов населения. Питание предоставляется при нахождении граждан в следующих учреждениях: детские сады и школы, больницы, военные части и др.

Кроме того, более 33 процентов населения Омской области входят в организованные трудовые коллективы, охватывающие работников средних и крупных предприятий, не имеющих или имеющих ограниченные возможности по получению горячего питания в обеденный перерыв в традиционных точках общественного питания.

Действующая в настоящее время система питания не позволяет соблюдать высокие требования к качеству на всех этапах - от закупки сельхозпродукции до непосредственной раздачи питания. Кроме того, организуемое в настоящее время питание не ориентировано на использование продукции местного сельскохозяйственного производства.

Структура сельскохозяйственного производства показывает, что в руках средних и малых сельхозпроизводителей сосредоточено до 90 процентов производства продукции по некоторым категориям (крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства в 2011 году: молоко - 58 процентов, картофель - 95 процентов, овощи - 87 процентов).

В настоящее время доступ таких производителей к рынку жестко ограничен в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Очевидна необходимость построения производственно-сбытовых цепочек для отечественных сельхозпроизводителей, организация которых возможна через создание производственно-логистических центров (далее - ПЛЦ) и (или) агропромышленных кластеров, предназначенных для создания замкнутой цепочки агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.

Современным, инновационным и эффективным способом решения задачи предоставления питания населению является создание единой системы внутренней продовольственной помощи, включающей коллективное питание и основанной на продукции агропромышленного комплекса Омской области.

Причины использования программного подхода к построению системы коллективного питания:

- отсутствие товаропроводящей инфраструктуры и системного подхода к организации коллективного питания;

- игнорирование современного индустриального подхода к организации питания коллективов, технологическая неразвитость производства рационов питания;

- низкая экономическая эффективность существующего подхода к предоставлению коллективного питания;

- отсутствие начального исследования и постоянной системы мониторинга баланса спроса и предложения;

- неразвитая система контроля качества как сырья, так и предоставляемого коллективного питания.

Целевая направленность системы внутренней продовольственной помощи позволяет решить государственные задачи, определенные Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также областными проектами и программами, разработанными для реализации направлений государственной и областной политики в сфере достижения продовольственной безопасности.


 II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для достижения продовольственной безопасности в части обеспечения физической и экономической доступности безопасных пищевых продуктов для населения Омской области в объемах и ассортименте, соответствующем установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) создание условий для функционирования системы внутренней продовольственной помощи (совершенствование нормативной правовой базы, разработка и внедрение механизмов управления системой внутренней продовольственной помощи);

2) развитие товаропроводящей инфраструктуры и материально-технической базы внутренней продовольственной помощи;

3) развитие сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи;

4) содействие созданию эффективной системы контроля качества и безопасности продукции для обеспечения населения Омской области.


 III. Срок реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»