Транспортно-логистический сектор экономики Омской области включает в себя автомобильный, железнодорожный, авиационный и водный транспорт, а также склады и складские услуги.
Конкурентными преимуществами транспортно-логистического сектора являются:
- выгодное транспортно-географическое положение Омской области на пересечении крупнейших транспортных путей;
- наличие всех видов базовой транспортной инфраструктуры;
- наличие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов в сфере транспортно-логистического сектора.
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 24.09.2015 N 167)
Преимущества выгодного положения Омской области используются не в полной мере. При наличии базовой транспортной инфраструктуры объем перевезенных грузов очень низкий и уступает многим субъектам Российской Федерации с меньшим количеством транспортных коридоров.
Недостаточно развит авиационный транспорт: технические характеристики имущества открытого акционерного общества "Омский аэропорт" позволяют обслуживать основные виды воздушных судов, но количество рейсов и направлений ограничено.
В Омской области слабо развита логистическая инфраструктура. Более 90 процентов площадей складских помещений приходится на необорудованные складские комплексы.
Среди возможностей для развития транспортно-логистического сектора Омской области можно выделить следующие: возможность использования выгодного транзитного положения и создания транспортно-логистического центра, строительство и реконструкция объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства и повышение пропускной способности дорог в областном центре (с увеличением плотности дорожно-транспортной сети) за счет строительства окружных автомобильных дорог северного и южного обхода г. Омска.
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)
Угрозами для развития транспортно-логистического сектора являются недостаток инвестиций в транспортный комплекс, недостаточный объем строительства автомобильного обхода г. Омска, снижение пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали, обмеление рек Обь-Иртышского бассейна и снижение возможностей для навигации.
В долгосрочной перспективе в Омской области планируется создать транспортно-логистический центр.
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)
Приоритеты развития транспортно-логистического сектора:
- строительство и реконструкция ключевых объектов транспортной инфраструктуры: северного обхода г. Омска, автомобильных дорог общего пользования, подъездов к сельским населенным пунктам;
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)
- повышение доступности и качества транспортных услуг для населения Омской области;
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)
- применение механизмов государственно-частного партнерства для реализации крупных инфраструктурных проектов;
- содействие созданию транспортно-логистического центра: развитие системы складских помещений и сервисных центров;
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)
- развитие транспортного сообщения, в том числе оптимизация маршрутной сети, развитие авиасообщения с городами Сибирского федерального округа и Республикой Казахстан, создание условий для оптимального взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта;
абзац исключен. - Указ Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197;
- снижение влияния эксплуатации транспорта на загрязнение окружающей среды, в том числе содействие развитию парка автобусов, использующих в качестве газомоторного топлива природный газ, и созданию условий для привлечения инвестиций в строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (2 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций до 2015 года с дальнейшим увеличением до 5 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций);
(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)
- разработка и реализация экономического механизма, стимулирующего ускоренное обновление транспортного парка (в том числе развитие лизинга, льготного банковского кредитования).