Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 07.05.2018)


2.2. Основные трансформации в экономике Омской области за предшествующий период


Основные проблемы в развитии Омской области начали формироваться уже в 80-е годы XX века, когда требовались новые решения, новый импульс экономического развития. Однако вместо перехода на интенсивный путь развития Омская область, как и вся Российская Федерация после распада СССР и разрушения советской экономики, вступила в кризисный этап 90-х годов XX века.

Наибольший спад в этот период отмечался в машиностроении, легкой и деревообрабатывающей промышленности. При этом нефтехимический комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность в основном успешно пережили кризисный этап, хотя объемы производства в этих комплексах, особенно в агропромышленном, также существенно сократились. В пищевой промышленности в период с 1995 по 2000 годы сформировались будущие лидеры отрасли - производитель мясной продукции акционерное общество "Омский бекон" и производитель пива закрытое акционерное общество "Росар", которые позже вошли в состав крупных международных холдингов - "Продо" и "SUN Inbev" соответственно. Впоследствии к ним также добавились общество с ограниченной ответственностью "Омсквинпром" и общество с ограниченной ответственностью "Алкогольная Сибирская группа". Каждая из указанных организаций относится к лидирующим в своем сегменте в Российской Федерации.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

С 2000 года в Омской области начался период быстрого экономического роста, причем если в предыдущем десятилетии спад экономики и промышленности был сильнее среднероссийского, то начиная с 2000 года темпы роста в Омской области были выше, чем по Российской Федерации в целом. В первую очередь это обусловлено успешным развитием организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, нефтехимического и оборонно-промышленного комплексов, строительной индустрии.

Машиностроительный комплекс Омской области подвергся достаточно серьезной реструктуризации, значительная часть организаций вошла в состав холдинговых компаний федерального уровня. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Полет" стало филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева", федеральное государственное унитарное предприятие "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" - филиалом акционерного общества "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" вошло в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", имущественный комплекс акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения" интегрирован в структуру акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского". Увеличение государственного оборонного заказа позволило организациям оборонно-промышленного комплекса Омской области не только выжить, но и реализовать программы модернизации, произвести обновление оборудования и основных фондов.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

В то же время в Омской области возникла новая "точка роста" - инжиниринговые услуги в промышленном строительстве. Такие компании, как публичное акционерное общество "ОНХП" и закрытое акционерное общество "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа", активно реализуют проекты в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), занимая достаточно весомую долю на рынках. Публичное акционерное общество "ОНХП" и закрытое акционерное общество "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа" осуществляют проектирование организаций нефтехимической отрасли.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

Вместе с тем стабилизация и частичное восстановление промышленного потенциала не смогли решить всех задач развития Омской области: перерегистрация в 2006 году крупнейшего налогоплательщика - публичного акционерного общества "Газпром нефть" (ранее - открытое акционерное общество "Сибнефть") оказала крайне негативное влияние на уровень доходов областного бюджета.

(в ред. Указа Губернатора Омской области от 30.11.2017 N 197)

Меры по диверсификации экономики Омской области, созданию новых "флагманов" экономики к 2012 году не обеспечили устойчивых результатов, продолжился отток работоспособного населения из Омской области.

По показателю ВРП на душу населения Омская область в 2011 году занимала 5 место в Сибирском федеральном округе, 35 место среди субъектов Российской Федерации. При этом Омская область привлекала достаточно большие иностранные инвестиции: по совокупному объему накопленных прямых иностранных инвестиций в 2011 году Омская область опережала такие субъекты Российской Федерации, как Республика Татарстан, Иркутская область, Новосибирская область, и в несколько раз превышала средний уровень по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации.

Однако следует учитывать, что основной приток прямых иностранных инвестиций в Омскую область осуществлен в 2005 году в нефтеперерабатывающий комплекс. Относительно крупные инвестиции также поступали в пищевую промышленность, производство алкогольной продукции, мобильную связь, торговлю, причем значительная часть накопленных инвестиций в эти сектора также сформирована до 2006 года.

По уровню доходов населения Омская область отстает от среднероссийского уровня, хотя несколько превышает средний уровень по Сибирскому федеральному округу. Среднедушевые денежные доходы населения в Омской области выше, чем в Иркутской, Томской, Кемеровской областях, но существенно ниже, чем в Красноярском крае.

Сам по себе низкий номинальный уровень доходов населения не всегда является недостатком. За счет более развитого внутреннего потребительского рынка, большего выбора местных товаров с низкими ценами, более низких цен на целый ряд инфраструктурных товаров и услуг общий уровень жизни в Омской области может быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации. В то же время за счет относительно низкой стоимости трудовых ресурсов Омская область привлекательна для внешних инвесторов.

Негативным моментом является слишком высокая доля социальных выплат в общем объеме доходов населения Омской области. Рост зависимости от социальных выплат - общероссийская тенденция, в период с 2005 по 2011 годы их доля в доходах населения в целом по Российской Федерации выросла с 12,7 до 18,3 процента. Однако в Омской области эта тенденция выражена сильнее - доля социальных выплат увеличилась с 12,4 до 19,3 процента. При этом существенно сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности (с 14,3 до 10 процентов) и от собственности (с 8,2 до 2,5 процента). Если дополнительно учитывать долю рабочих мест в сферах, финансируемых государством (оборонная промышленность, образование, здравоохранение и т.п.), то население Омской области слишком зависимо от состояния бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Омской области не может считаться достаточно сбалансированным, что создает проблемы для развития Омской области, которая существенно уступает другим субъектам Российской Федерации по уровню сбалансированности консолидированного бюджета из-за постоянного отставания доходов от объема расходов. В период 2007 - 2011 годов сохранялся дефицит консолидированного бюджета Омской области.

Все это приводит к росту долговых обязательств. Государственный долг Омской области в 2011 году составлял 34 процента к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Омской области. Этот показатель еще далек от критического значения, но текущие темпы экономического роста, рост социальных и прочих бюджетных обязательств, необходимость инвестирования значительных объемов средств в развитие инфраструктуры и прочие проекты развития могут стать причинами роста долговых обязательств Омской области до критического уровня. Кроме того, дефицит консолидированного бюджета Омской области ограничивает потенциал экономического развития Омской области и сдерживает выполнение социальных задач.