Недействующий

Об утверждении программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года" (с изменениями на 27 ноября 2013 года) (утратило силу)

1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования 3-уровневой системы оказания медицинской помощи


Одной из важнейших задач государственной системы здравоохранения Омской области является повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, а также специализированной медицинской помощи во время беременности и родов, профилактика и снижение материнской заболеваемости и смертности. Развитие акушерско-гинекологической помощи предусматривает в первую очередь обеспечение 3-уровневой системы организации медицинской помощи женщинам в период беременности и послеродовой период, новорожденным в зависимости от степени риска в родах, совершенствование деятельности государственных учреждений здравоохранения Омской области, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и послеродовой период, новорожденным (далее - служба родовспоможения), с укреплением материально-технической базы, внедрением современных медицинских технологий, в том числе высокотехнологичных.

В настоящее время в Омской области служба родовспоможения представлена 3-уровневой системой:

I уровень - акушерские отделения, расположенные в 28 центральных районных больницах, где оказывается помощь беременным женщинам с низким риском осложнений в родах. Данные учреждения оснащены санитарным транспортом.

II уровень - 4 родильных дома города Омска (БУЗОО "Родильный дом N 2", БУЗОО "Родильный дом N 4", БУЗОО "Родильный дом N 5", БУЗОО "Клинический родильный дом N 6" (далее - "КРД N 6") и 3 родильных дома, расположенных в межрайонных центрах муниципальных районов Омской области (БУЗОО "Тарская центральная районная больница", БУЗОО "Калачинская центральная районная больница", БУЗОО "Исилькульская центральная районная больница"). Родильные дома города оказывают помощь женщинам с низкой и средней группами риска по территориальному принципу. В межрайонные акушерские отделения направляются женщины, относящиеся к средней группе риска, из районов, находящихся в зоне ответственности межрайонных центров. Указанные учреждения оснащены реанимобилями.

III уровень - родильные дома, имеющие в своей структуре II этап выхаживания новорожденных: БУЗОО "Клинический родильный дом N 1" (далее - "КРД N 1"), БУЗОО "ОКБ".

Родильный дом БУЗОО "ОКБ" осуществляет помощь женщинам, относящимся к средней и высокой группам риска, проживающим в муниципальных районах Омской области, а также женщинам с кардиохирургической, нейрохирургической и тяжелой сосудистой патологией. В родильном доме БУЗОО "ОКБ" родоразрешаются женщины с выявленным пренатально пороком сердца у плода.

В структуре БУЗОО "ОКБ" развернуто консультативное отделение для женщин из муниципальных районов Омской области с высокой и средней группами риска, организован перинатальный консилиум, дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами. Данное учреждение оснащено реанимобилями. Имеется возможность использования санитарной авиации.

БУЗОО "КРД N 1" ориентировано на оказание медицинской помощи при преждевременных родах жительницам города Омска. В структуре БУЗОО "КРД N 1" развернуто отделение вспомогательных репродуктивных технологий, Центр планирования семьи, дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами. Помощь новорожденным оказывается в педиатрическом стационаре БУЗОО "КРД N 1".

В 2013 году БУЗОО "КРД N 1" получило лицензию по специальности "кардиохирургия" и "нейрохирургия" для оказания хирургической помощи новорожденным выездными бригадами детских кардиохирургов и нейрохирургов. Организованы консультативная поликлиника с дневным стационаром на 10 коек для детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, кабинет катамнеза для детей. Однако педиатрический стационар имеет значительный дефицит площадей, высокую степень износа зданий, территориально отделен от акушерского, что диктует необходимость транспортировки новорожденных для продолжения лечения на втором этапе выхаживания.

В Омской области организованы дистанционные формы оказания консультативной акушерско-гинекологической, неонатальной и педиатрической помощи в БУЗОО "ОКБ", БУЗОО "КРД N 1", БУЗОО "ОДКБ". В дальнейшем данная форма работы получит свое развитие, в том числе с использованием современных информационных технологий. В муниципальных районах Омской области, где организованы межрайонные центры, планируется строительство вертолетных площадок.

В Омской области отсутствует современный перинатальный центр как учреждение, осуществляющее полный цикл оказания медицинской помощи населению Омской области при проблемах, связанных с деторождением, детям, имеющим осложнения в перинатальном периоде, а также являющееся единым организационно-методическим и дистанционным консультативным центром для службы родовспоможения.

И поскольку Омская область не вошла в федеральную программу строительства перинатальных центров, в рамках подпрограммы 4 планируется проведение реконструкции педиатрического стационара БУЗОО "КРД N 1", что позволит обеспечить приведение площадей стационара к нормам санитарных правил, возможность совместного пребывания матери и ребенка, расширить возможности реабилитационной помощи детям.

В 2013 - 2014 годы на базе БУЗОО "КРД N 1" будет организовано консультативное отделение для женщин с невынашиванием беременности, развернуты дополнительно 6 коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных в акушерском стационаре, что позволит исключить раннюю транспортировку новорожденных для продолжения лечения на втором этапе выхаживания.

Еще одним акушерским стационаром, требующим реконструкции в связи со значительной степенью износа здания (43 процента), является БУЗОО "КРД N 6". Родильный дом расположен на территории многопрофильного учреждения, поэтому здесь родоразрешаются женщины с тяжелой экстрагенитальной патологией. В рамках подпрограммы 4 в 2014 году планируется получить софинансирование из федерального бюджета на реконструкцию стационара.

Приоритетным для Омской области является финансовое обеспечение оснащения учреждений родовспоможения и детства современным диагностическим и лечебным оборудованием, приобретение лекарственных препаратов и специализированного питания для детей, в том числе недоношенных. При реализации подпрограммы 4 планируется продолжить работу в этом направлении для обеспечения возможности полного выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.

В Омской области отмечается профицит 380 акушерско-гинекологических коек и в целях оптимизации использования коечного фонда планируется перепрофилирование коек в койки сестринского ухода, койки дневного стационара, при соблюдении условия доступности оказания медицинской помощи.

Лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий рассматривается в Омской области как перспективное направление в улучшении качества и доступности оказания медицинской помощи бесплодным семьям, улучшении демографических показателей и проводится в БУЗОО "КРД N 1" и двух медицинских организациях частной системы здравоохранения на территории Омской области. Ежегодно на оказание данного вида помощи из бюджета Омской области выделяется до 3000,0 тыс. руб.

В Омской области предоставляются меры социальной поддержки беременным женщинам по долечиванию в санаторных условиях, а также беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет по обеспечению полноценным питанием. Более 1000 беременных в год направляются на долечивание в санаторий частной формы собственности, приобретаются специализированные продукты питания для беременных и детей до трех лет. Ежегодно на указанные меры социальной поддержки из бюджета Омской области выделяется свыше 70000,0 тыс. руб.

В последующие годы одной из основных задач является совершенствование системы маршрутизации беременных и новорожденных в зависимости от степени риска, вида экстрагенитальной патологии, маршрутизации женщин с невынашиванием беременности как вне, так и во время беременности, а также совершенствование системы мониторинга деятельности учреждений родовспоможения в плане организации 3-уровневой системы, качества работы и результативности снижения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности, что позволит оценить эффективность работы 3-уровневой системы, обоснованность госпитализаций для оказания медицинской помощи в условиях учреждений родовспоможения третьего уровня, эффективность организационно-методических мероприятий. В связи с этим к 2015 году планируется снизить количество родов в учреждениях I уровня до 13 процентов от общего количества родов, до 10 процентов к 2020 году.

Перечень мероприятий по совершенствованию службы родовспоможения путем формирования 3-уровневой системы оказания медицинской помощи подпрограммы 4 определен в приложении N 17 к Программе.