Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2013 года N 109-п


Об утверждении программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года"

(с изменениями на 27 ноября 2013 г.)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановлением
Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 265-п

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:     
     постановлением Правительства Омской области от 27 ноября 2013 года N 304-п (газета "Омский вестник", N 57, от 29.11.2013)

____________________________________________________________________  


В соответствии со статьей 2 Закона Омской области "Об охране здоровья населения Омской области" Правительство Омской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую программу Омской области "Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года".


Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
В.И. Назаров

     
Приложение
к постановлению
Правительства
Омской области
от 22 мая 2013 года N 109-п

____________________________________________________________________      

     Приложение в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 27 ноября 2013 года N 304-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

     
Программа Омской области
"Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года"

   

  
Паспорт
программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года"

Наименование

"Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-p;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р;
распоряжение Правительства Омской области от 27 февраля 2013 года N 17-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Омской области"

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Омской области;
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области;
Министерство труда и социального развития Омской области;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области;
Министерство образования Омской области;
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Цель и задачи Программы

Цель: обеспечение доступности медицинской помощи, а также повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Омской области, передовым достижениям медицинской науки.
Задачи:
1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи на территории Омской области;
2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
3) повышение эффективности деятельности службы родовспоможения и детства на территории Омской области;
4) развитие медицинской реабилитации и обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
5) совершенствование обеспечения населения Омской области и государственных учреждений здравоохранения Омской области качественными, безопасными лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) и изделиями медицинского назначения;
6) обеспечение государственной системы здравоохранения Омской области высококвалифицированными и мотивированными кадрами, повышение престижа медицинских специальностей

Перечень подпрограмм Программы

- подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";
- подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";
- подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства";
- подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";
- подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей";
- подпрограмма 6 "Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям";
- подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения Омской области";
- подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";
- подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";
- подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования Омской области"

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в два этапа:
первый этап: 2013 - 2015 годы;
второй этап: 2016 - 2020 годы

Финансовое обеспечение Программы*

Общие расходы на реализацию Программы с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 322254149,3 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 144984155,4 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 21934953,5 тыс. руб.;
- средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - 148038158,0 тыс. руб.;
- средства внебюджетных источников - 7296882,4 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 53011632,0 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 2740736,2 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 2857026,0 тыс. руб.;
- средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - 47413869,8 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 76172553,3 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 10170198,2 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 6435676,0 тыс. руб.;
- средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - 59425734,1 тыс. руб.;
- средства внебюджетных источников - 140945,0 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 3 "Развитие государственно-частного партнерства" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 10223777,4 тыс. руб., из них:
- средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - 3067840,0 тыс. руб.;
- средства внебюджетных источников - 7155937,4 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 45882740,0 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 5309161,1 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 4782764,7 тыс. руб.;
- средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - 35790814,2 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 3024718,1 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 280000,0 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 404818,2 тыс. руб.;
- средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - 2339899,9 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 6 "Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 41300,0 тыс. руб., из них средства бюджета Омской области - 41300,0 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 7 "Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения Омской области" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 108780059,0 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 106709557,0 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 2070502,0 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" с 2013 до 2020 года по предварительной оценке составят 24577339,5 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 19316232,9 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 5261106,6 тыс. руб.
Общие расходы на реализацию подпрограммы 9 "Развитие информатизации в здравоохранении" с 2013 по 2020 год по предварительной оценке составят 540030,0 тыс. руб., из них:
- средства федерального бюджета - 458270,0 тыс. руб.;
- средства бюджета Омской области - 81760,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
1) совершенствовать систему государственных мер, способствующих развитию относительно малозатратной первичной медико-санитарной помощи, усилить профилактическую направленность;
2) провести структурную и функциональную реорганизацию системы оказания медицинской помощи;
3) обеспечить более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов;
4) удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную медицинскую помощь;
5) создать систему управления качеством медицинской помощи;
6) создать предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения, снизить заболеваемость, первичный выход на инвалидность, обращаемость на станции скорой медицинской помощи и сократить уровень госпитализации и длительность госпитального этапа;
7) увеличить продолжительность жизни населения Омской области благодаря снижению преждевременной смертности населения за счет причин смертности, зависящих от развития системы здравоохранения


* - реализация мероприятий Программы в 2013 году за счет бюджета Омской области осуществляется в рамках ведомственных целевых программ и долгосрочных целевых программ Омской области.

1. Приоритетные цели социально-экономического развития Омской области, на решение которых направлена Программа


Приоритетными целями социально-экономического развития Омской области являются высокий уровень благосостояния населения Омской области и стандартов качества жизни.

Достижение данных целей возможно лишь в условиях динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики и повышения уровня жизни. Уровень экономики в значительной степени определяется качеством, в том числе человеческих ресурсов.

Благоприятные условия для жизни, работы и отдыха населения на территории Омской области, в том числе качественное и доступное медицинское обслуживание, являются важнейшим фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала, лежат в основе развития человеческого потенциала, его профессионального и социального роста.

Таким образом, эффективное развитие региональной системы здравоохранения является необходимым условием для достижения целей Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.

2. Демографическая ситуация в Омской области


Численность населения Омской области на 1 января 2012 года составила 1974,8 тыс. человек, за 2011 год она уменьшилась на 1,8 тыс. человек за счет миграционной убыли. Демографическая ситуация в 2011 году в Омской области характеризовалась процессом естественного прироста населения Омской области, обусловленным превышением числа родившихся над числом умерших. В 2011 году (впервые за последние 19 лет) число родившихся в Омской области превысило число умерших.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, в 2011 году родилось 26782 человека, умерло 26736 человек. Естественный прирост по итогам года составил 46 человек, или 0,1 на 1000 человек населения, что ниже показателей по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (0,4), но выше показателей по Российской Федерации (далее - РФ) (-0,9) (таблица N 1).

В общей численности населения Омской области преобладают лица женского пола - 53,8 процента, тогда как численность лиц мужского пола составляет 46,2 процента (что характерно и для РФ в целом, лица женского пола - 53,7 процента, тогда как численность лиц мужского пола составляет 46,3 процента).

Таблица N 1

     
Динамика демографических показателей в Омской области

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

СФО 2011 год

РФ 2011 год

Смертность (на 1000 человек населения)

13,8

13,9

13,5

13,7

13,5

Рождаемость (на 1000 человек населения)

12,9

13,2

13,6

14,1

12,6

Естественный прирост (убыль) населения (на 1000 человек населения)

- 0,9

- 0,7

+ 0,1

0,4

- 0,9

Младенческая смертность (на 1000 детей, родившихся живыми)

7,0

6,5

5,9

7,8

7,4

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

68,68

68,78

69,5

68,4

70,3


Коэффициент рождаемости в 2011 году составил 13,6 на 1000 человек населения, что выше показателей 2009 - 2010 годов. Коэффициент рождаемости 2011 года ниже показателя по СФО (14,1), но выше показателя по РФ (12,6).

Коэффициент смертности составил в 2011 году 13,5 на 1000 человек населения, что отражает снижение на 2,9 процента по отношению к 2010 году (13,9). Коэффициент смертности в 2011 году ниже показателей СФО (13,7) и соответствует показателю по РФ (13,5).

Превышение коэффициентов рождаемости над смертностью в Омской области достигнуто в 2011 году (впервые с 1992 года) - это важнейший положительный момент, характеризующий улучшение демографической ситуации в Омской области.

Рост уровня рождаемости в Омской области обусловлен фактом вступления значительного количества молодежи в возрастные группы, обеспечивающие наибольшую долю абсолютного числа рождений, и реализацией на территории Омской области государственной демографической политики. Стоит отметить, что, несмотря на увеличение коэффициента рождаемости в Омской области, как и в целом по России, данный показатель остается по-прежнему низким (в два раза ниже необходимого для воспроизводства населения).

Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Омской области в 2011 году увеличилась на 0,15 процента в сравнении с 2009 годом (2009 год - 68,68 года, 2011 год - 68,78 года). При этом показатель ниже среднего показателя по РФ на 2,2 процента (70,3 года), но выше среднего показателя по СФО на 0,6 процента (68,4 года).

Одним из основных демографических показателей, применяющихся для характеристики и оценки экономического развития, уровня и доступности медицинской помощи, социальных изменений, является показатель младенческой смертности.

Младенческая смертность в Омской области в 2011 году составила 5,9 случая на 1000 родившихся живыми, что ниже уровня 2010 года (6,4 на 1000 родившихся). Показатель перинатальной смертности также имел позитивные тенденции. Так, если в 2010 году показатель перинатальной смертности был 7,8 на 1000 родившихся живыми и мертвыми, то в 2011 году он составил 6,0 промилле. Снижение показателя произошло как за счет снижения ранней неонатальной смертности с 2,4 в 2010 году до 1,9 в 2011 году, так и за счет снижения показателя мертворождаемости с 5,2 в 2010 году до 4,7 в 2011 году.

Снижение показателя младенческой смертности связано с созданием в Омской области системы круглосуточного мониторинга беременных с высокой степенью риска и новорожденных детей, формированием четких схем маршрутизации таких пациентов, реализацией мероприятий по развитию материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Омской области, оказывающих медицинскую помощь детям, а также женщинам в период беременности и послеродовой период (далее - учреждения родовспоможения и детства), в рамках региональной программы Омской области "Модернизация здравоохранения Омской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 марта 2011 года N 35-п, приоритетного национального проекта "Здоровье" (далее - ПНП "Здоровье"), долгосрочных целевых программ Омской области.

В 2012 году показатель младенческой смертности на территории Омской области составил 8,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми, превысив показатель 2011 года на 36 процентов. Показатель перинатальной смертности увеличился до 9,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми, за счет ранней неонатальной смертности (3,6 случая на 1000 детей, родившихся живыми) и мертворождаемости (6,8 случая на 1000 детей, родившихся живыми). Рост показателей обусловлен переходом с 1 января 2012 года на новые критерии живорождения.

Материнская смертность является важнейшим показателем, характеризующим качество оказания медицинской помощи женщинам, состояние здравоохранения и общества в целом (таблица N 2).

Таблица N 2

     
Материнская смертность (на 100 тыс. детей, родившихся живыми)

2009 год

2010 год

2011 год

Омская область

15,6

15,3

14,9

СФО

29,6

19,1

17,0

РФ

26,1

18,6

17,3


Показатель материнской смертности в 2011 году сохраняет положительную динамику снижения. В 2012 году показатель материнской смертности на территории Омской области составил 10,2 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми.

Темп снижения показателя за период 2009 - 2012 годов составил 32 процента.

Для улучшения здоровья женщин во время беременности на территории Омской области проводится работа по реализации мер, направленных на охрану здоровья матери и ребенка.

В структуре смертности населения Омской области смертность от болезней системы кровообращения занимает первое место, удельный вес умерших от данной патологии в 2011 году составил 57,1 процента. Показатель смертности от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек населения Омской области в 2011 году составил 772,4. Значительного снижения смертности удалось добиться благодаря реализации на территории Омской области мероприятий ПНП "Здоровье" по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и организации регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений в государственных учреждениях здравоохранения Омской области, оснащенных современным лечебно-диагностическим оборудованием, в 2011 - 2012 годах.

Второе место в структуре смертности населения Омской области занимают злокачественные новообразования. Удельный вес умерших в 2011 году от злокачественных новообразований составил 15,2 процента. Показатель смертности от новообразований в Омской области на 100 тыс. человек населения в 2011 году составил 205,7. Для решения данной проблемы требуется принятие дополнительных мер по совершенствованию специализированной медицинской помощи данной категории пациентов.

Третье место в структуре смертности населения Омской области в 2011 году занимает смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (10,4 процента). Показатель смертности от несчастных случаев, травм, отравлений в 2011 году составил 141,1 случая на 100 тыс. человек населения. Показатель смертности населения от транспортных травм в 2011 году по Омской области составил 17,3 случая на 100 тыс. человек населения. Положительных результатов удалось добиться благодаря реализации в 2011, 2012 годах комплексных мероприятий ПНП "Здоровье" по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В частности, с 2011 года на территории Омской области реализуются мероприятия по организации межмуниципальных центров по профилю "травматология", оснащенных высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием и оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе пациентам близлежащих районов Омской области. В 2012 году реализация указанных мероприятий ПНП "Здоровье" в значительной степени повысила уровень материально-технического оснащения государственных учреждений здравоохранения Омской области, оказывающих специализированную медицинскую помощь данной группе пациентов.

По данным за 2011 год (в сравнении с 2009 годом), смертность населения трудоспособного возраста уменьшилась на 3,7 процента (2011 год - 597 на 100 тыс. человек соответствующего возраста, 2009 год - 620) (таблица N 3). Смертность в трудоспособном возрасте обусловлена главным образом большим удельным весом умерших от внешних причин (27,6 процента), тем не менее в сравнении с 2009 годом отмечается снижение доли умерших от внешних причин на 15,9 процента (2009 год - 32,8 процента).

Таблица N 3

     
Динамика смертности населения трудоспособного возраста
(распределение показателя по основным причинам)

Смертность населения трудоспособного возраста (на 100 тыс. человек)

2009 год

2010 год

2011 год

Всего

639,8

639,8

597,0

Внешние причины

209,9

188,0

164,7

Болезни сердечно-сосудистой системы

184,9

185,5

175,9

Новообразования

96,0

91,7

86,1


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»