Расходы на социальное обслуживание граждан в Омской области
N п/п | Год | Расходы на социальное обслуживание, тыс. руб. | Расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб. | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % | Из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. руб. | Доля в общем фонде оплате труда, % | |||||||||
Всего | В том числе | Доля внебюджетных средств, % | Всего | В том числе | Доля внебюджетных средств, % | Всего | В том числе | Доля внебюджетных средств, % | |||||||
Средства бюджета Омской области | Внебюджетные средства | Средства бюджета Омской области | Внебюджетные средства | Средства бюджета Омской области | Внебюджетные средства | ||||||||||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | 2013 | 3 114 106,7 | 2 692 134,1 | 421 972,6 | 13,6 | 2 527 221,2 | 2 391 154,0 | 136 067,2 | 5,7 | 76,6 | 893 126,8 | 856 950,6 | 36 176,2 | 4,2 | 35,3 |
2 | 2014 | 3 279 260,9 | 2 791 439,6 | 487 821,3 | 14,9 | 2 785 941,7 | 2 666 616,0 | 119 325,7 | 4,5 | 80,5 | 989 057,5 | 940 682,1 | 48 375,4 | 5,1 | 35,5 |
3 | 2015 | 3 013 439,4 | 2 554 751,4 | 458 688,0 | 15,2 | 2 709 568,9 | 2 531 755,9 | 177 813,0 | 7,0 | 81,0 | 881 172,0 | 837 500,0 | 43 671,9 | 5,2 | 32,5 |
4 | 2016 | 3 107 591,5 | 2 518 924,6 | 588 666,9 | 18,9 | 2 593 419,7 | 2 291 573,6 | 301 846,0 | 13,2 | 82,0 | 805 796,1 | 704 507,5 | 101 288,6 | 14,4 | 31,1 |
5 | 2017 | 2 985 901,1 | 2 495 983,7 | 489 917,4 | 16,4 | 2 409 798,6 | 2 391 829,1 | 17 969,5 | 0,8 | 77,2 | 936 190,1 | 918 220,6 | 17 969,5 | 2,0 | 38,8 |
6 | 2018 | 2 885 266,7 | 2 389 748,1 | 495 518,6 | 17,2 | 2 409 798,6 | 2 391 829,1 | 17 969,5 | 0,8 | 80,4 | 1 235 858,4 | 1 217 888,9 | 17 969,5 | 1,5 | 51,3 |
Снижение расходов на социальное обслуживание с 2015 года связано с повышением эффективности расходования бюджетных средств вследствие общего повышения эффективности управления сферой социального обслуживания и не повлияло на качество оказания социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (сохранены действующие нормы питания, обеспечено соблюдение установленных норм жилой площади, сохранены объемы и периодичность предоставления социальных услуг, установленные в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг).
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Омской области, обусловлены следующими обстоятельствами:
1) увеличение в структуре населения Омской области доли лиц старше трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения Омской области увеличилась с 18,9 процента в 2002 году до 23,8 процента в 2016 году, а в абсолютном исчислении - с 396,7 тыс. человек до 470,5 тыс. человек соответственно;
2) дефицит квалифицированных кадров в сфере социального обслуживания населения Омской области, низкий уровень оплаты труда работников учреждений;
3) устаревание материально-технической базы учреждений.
Актуальным является вопрос проведения ремонта строительных конструкций зданий и сооружений отдельных учреждений, сетей электроснабжения, наружных и внутренних тепловых сетей, сетей холодного и горячего водоснабжения и др.
Согласно техническому отчету строительных конструкций здания "главного корпуса больницы" АСУСО "Нежинский геронтологический центр" (далее - здание Нежинского геронтологического центра) состояние стен и фундамента здания требует проведения ремонта, в результате чего оно отнесено к категории ветхих зданий;
4) недостаточное участие в предоставлении социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Задачами реализации "дорожной карты" являются:
1) оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем применения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики повышения заинтересованности работников в труде;
2) повышение с 1 января 2018 года средней заработной платы социальных работников до 100 процентов по отношению со средней по Омской области заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
3) укрепление материально-технической базы учреждений, в том числе проведение ремонтных работ зданий и сооружений.
В 2017 году планируется проведение работ по восстановлению несущей способности конструкций здания Нежинского геронтологического центра за счет внебюджетных средств учреждения. Потребность в финансировании ремонтных работ составляет 5,8 млн. руб.;
4) увеличение количества организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
В целях привлечения в сферу социального обслуживания негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей реализуются постановления Правительства Омской области от 18 января 2017 года N 5-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям" и от 6 апреля 2016 года N 90-п "Об утверждении Порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Омской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг".
Всего негосударственным поставщикам было выплачено 78,5 млн. руб., в том числе:
- в 2013 году - 1,5 млн. руб.;
- в 2014 году - 6,1 млн. руб.;
- в 2015 году - 31,0 млн. руб.;
- в 2016 году - 39,9 млн. руб.
Оказание финансовой поддержки негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям будет способствовать увеличению их количества и способствовать улучшению качества предоставления социальных услуг;
5) привлечение волонтеров и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг.
Одним из направлений работы учреждений является расширение участия в их деятельности благотворительных и волонтерских организаций.
Активно взаимодействуют с учреждениями такие благотворительные и волонтерские организации, как БКО "Каритас", ООО ВОО "Союз добровольцев России", ОГОО "Совет ветеранов и пенсионеров", ОРОО "Детский фонд", ОРОО "Ты не один", ОРОО "Центр восстановления "Рука помощи", волонтерские отряды ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет", ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" и др.