Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (с изменениями на: 12.08.2016)


 2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы


Состояние преступности в Красноярском крае многие годы является одним из главных факторов, вызывающих беспокойство граждан. По количеству регистрируемых преступлений Красноярский край по-прежнему входит в перечень наиболее криминогенных регионов и занимает 7-е место по стране.

В 2012 году на территории Красноярского края зарегистрировано 58585 преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких - 13162. Уровень преступности составил 2070,8 преступного проявления в расчете на 100 тысяч населения, а по тяжким и особо тяжким - 465,2.

В сравнении с 2011 годом отмечается рост умышленных убийств на 1,3% (377 преступлений), краж автомототранспорта - на 4,8% (1024 преступления), поджогов - на 1,9% (375 преступлений), мошенничеств - на 3,4% (3026 преступлений) и неправомерных завладений автомототранспортными средствами - на 0,9% (1674 преступления).

По итогам 2013 года в сравнении с 2012 годом общее число зарегистрированных в Красноярском крае преступлений возросло на 0,4% и составило 58832 (по Сибирскому федеральному округу снижение на 1,1%, по России - на 4,2%), увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств. Уменьшилось количество преступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического и токсического опьянения, - 260 (-42,7%), в состоянии алкогольного опьянения совершено 10010 преступлений (-0,1%). В структуре преступлений возросло число хулиганств, мошенничеств и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Уровень преступности в Красноярском крае по итогам 2013 года составил 2066,0 преступного проявления в расчете на 100 тысяч населения, а по тяжким и особо тяжким - 463,7.

Проведенный анализ преступлений, совершенных с применением оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, показал, что основная доля преступлений совершается с применением незарегистрированного оружия.

Так, в 2012 году, с учетом наличия у граждан незарегистрированного оружия и невозможностью проведения мероприятий по возмездному изъятию оружия, совершено 64 преступления с применением такого оружия. Кроме того, за указанный период совершено 30 преступлений с применением зарегистрированного оружия. В целом совершено 94 преступления с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В ходе профилактических мероприятий по борьбе с незаконным оборотом оружия в 2013 году выявлено 8169 административных правонарушений и 506 преступлений, изъято 13449 единиц различного оружия, в том числе 939 незаконно хранящегося. Несмотря на принимаемые меры, за 2013 год совершено 71 преступление с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Несмотря на принимаемые меры по итогам 2013 года в Красноярском крае зарегистрирован рост числа преступлений, совершенных в общественных местах (+0,7%, всего 20087, по России рост на 1,4%, по Сибирскому федеральному округу на 0,9%), при этом количество преступлений, совершаемых на улицах, снизилось на 7,5% (по России рост - 0,5%, а по Сибирскому федеральному округу - снижение на 0,2%).

На территории Сибирских регионов находится 191 исправительное учреждение различных видов. Наибольшее их количество сосредоточено в Красноярском крае - 41 учреждение, в которых отбывает наказание свыше 25 тысяч человек. Общее количество осужденных и подследственных, содержащихся в учреждениях исполнения наказания края и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, составляет около 40 тысяч человек.

Ежегодно из исправительных учреждений освобождается более 10 тысяч граждан (2008 год - 11953, 2009 год - 12252, 2010 год - 11413, 2011 год - 11645, 2012 год - 10912, 2013 год - 9212). Значительная часть в последующем остается для проживания на территории Красноярского края.

Согласно статистической информации ГУ МВД России по Красноярскому краю, количество лиц, ранее судимых и вновь совершивших преступления, является нестабильным показателем и требует межведомственного решения (2006 год - 12159, 2007 год - 12294, 2008 год - 12267, 2009 год - 11070, 2010 год - 11339, 2011 год - 10609, 2012 год - 10705 и 2013 год - 10062).

По-прежнему сложной остается ситуация на автодорогах Красноярского края. В 2012 году было зарегистрировано 5135 дорожно-транспортных происшествий, в которых 620 человек погибло и 6458 травмировано.

В 2013 году зарегистрировано 5186 дорожно-транспортных происшествий, в которых 612 человек погибло и 6580 травмировано. Из общего числа дорожно-транспортных происшествий совершено с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет - 518, в которых погибло 18 детей и получило ранения 558 детей, из них в 44,4% случаев дети являлись пешеходами (230 ДТП), в 42,7% - пассажирами транспортных средств (221 ДТП), в 6,8% - велосипедистами, в 9,7% случаев - водителями транспортных средств.

Переход детьми проезжей части вне пешеходного перехода или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений являются самыми распространенными причинами наездов на детей (35,1% и 15,3% соответственно от всех дорожно-транспортных происшествий, связанных с детьми-пешеходами). Всего за 2013 год зарегистрировано 230 наездов на несовершеннолетних пешеходов, в которых погибло 10 и ранено 228 детей.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

Уставом Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777 установлено, что укрепление правопорядка и борьба с правонарушениями является задачей государственной власти Красноярского края и местного самоуправления в Красноярском крае.

Указанные полномочия субъекта Российской Федерации осуществляются путем реализации мероприятий, направленных на создание и совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений. Профилактика правонарушений является комплексной задачей, решение которой возможно при взаимодействии органов государственной власти, общественных организаций и населения.

Совместными усилиями исполнительных органов государственной власти Красноярского края и правоохранительных органов в Красноярском крае создана и продолжает развиваться многоуровневая система профилактики правонарушений.

Профилактическую работу в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Красноярского края в пределах своей компетенции осуществляют территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления, иные органы и учреждения.

В целях организации взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам профилактики правонарушений в Красноярском крае Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.07.2006 N 213-п создана комиссия по социальной профилактике правонарушений. В муниципальных образованиях Красноярского края организована работа 51 межведомственной комиссии по профилактике правонарушений.

В организации профилактической работы на регулярной основе осуществляется взаимодействие с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю, Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, управлением информационной политики администрации Губернатора Красноярского края, муниципальным учреждением "Молодежный центр по профилактике наркомании" управления молодежной политики администрации г. Красноярска, краевыми государственными бюджетными учреждениями здравоохранения "Краевой центр медицинской профилактики" и "Краевой центр СПИД", министерством образования и науки Красноярского края, Красноярской региональной молодежной общественной организацией "Чистый взгляд".

Максимального результата по обеспечению правопорядка и прав граждан в Красноярском крае можно достичь программно-целевым подходом, направленным на комплексное сдерживание криминальных процессов и недопущение роста криминальной напряженности путем организации мероприятий по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений и привлечения к обеспечению правопорядка населения.

Целесообразность решения проблемы программным методом подтверждена практикой реализации краевой целевой программы "Профилактика правонарушений в Красноярском крае" на 2007 - 2009 годы, долгосрочной целевой программы "Безопасность дорожного движения в Красноярском крае" на 2006 - 2012 годы, а также Постановлений Правительства Красноярского края от 06.04.2010 N 158-п "Об утверждении порядка и размеров выплаты денежных средств населению Красноярского края за сдачу на возмездной основе незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, средств и принадлежностей инициирования взрыва и взрывных устройств" и от 06.04.2010 N 156-п "Об утверждении порядка и размера выплаты поощрения гражданам, оказывающим органам внутренних дел Красноярского края содействие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью".

Наличие проблемы по профилактике правонарушений требует продолжения реализации единой стратегии, концентрации ресурсов, координации усилий государственных структур, органов местного самоуправления.

Механизм реализации настоящей подпрограммы позволит обеспечить комплексность и системность решения проблемы по профилактике правонарушений, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, тем самым достичь все цели, сформированные в ее рамках.

Возможными последствиями реализации подпрограммы "Профилактика правонарушений" на 2014 - 2016 годы будут являться повышение эффективности профилактической деятельности субъектов системы профилактики, снижение количества преступлений, совершенных с применением оружия и взрывчатых веществ, снижение количества лиц, вновь совершивших преступления, сокращение числа детей, погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях. Развитие перечисленных факторов приведет к снижению уровня преступности в Красноярском крае.

Необходимость разработки и реализации программы обусловлена следующими причинами: