1. В соответствии со статьей 7.1-1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края утвердить Стратегию развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года согласно приложению.
2. Опубликовать распоряжение в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (www.zakon.krskstate.ru).
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П. Томенко
Стратегия
развития профессиональной ориентации населения
в Красноярском крае до 2020 года
1.1. Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае (далее - Стратегия) разработана на период до 2020 года.
Стратегия определяет цель, задачи, принципы и основные направления функционирования краевой системы профессиональной ориентации, направленной на:
содействие профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации граждан, нуждающихся в выборе профессии или смене рабочих мест;
качественное развитие трудового потенциала населения и его использование в интересах инновационного развития края.
Основные положения Стратегии должны стать основанием для определения субъектами профориентационной деятельности специфики, направлений, форм и методов профориентационной работы с различными категориями населения, в том числе: одаренными детьми; гражданами с ограниченными возможностями здоровья; детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; подростками, находящимися в социально опасном положении; выпускниками учреждений профессионального образования; безработными и ищущими работу гражданами.
1.2. В Стратегии используются следующие термины и понятия:
координация деятельности по профессиональной ориентации - согласование действий, установление целесообразных отношений между субъектами профориентационной деятельности;
проектирование профессионального пути - процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований), определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями;
образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала в образовании, получение формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, неформально приобретенного опыта в виде знаний и навыков;
профессиональная траектория - социальное поле применения образовательных ресурсов, их конверсия в соответствующие позиции на рынке труда;
профессиональная ориентация - деятельность, направленная на оказание помощи в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к определенному виду деятельности, проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда;
профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути;
профессиональный выбор - выбор одного из нескольких вариантов профессионального самоопределения;
профориентационный минимум - совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и иных нормативных правовых актах, формирование осведомленности и освоение гражданами основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности);
профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы;
система профессиональной ориентации - организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения граждан в интересах личности и общества в целом.
1.3. Профессиональная ориентация как системная и базовая платформа в вопросах кадрового обеспечения социально-экономического развития Красноярского края включает:
организационную (проектно-организационную) деятельность, направленную на реализацию Стратегии;
профессиональную информацию - массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, потребностях экономики в квалифицированных кадрах, особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях и режиме труда, о возможностях трудоустройства и получения специальности;
профессиональное и карьерное консультирование - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении, в том числе с использованием активизирующих методик, с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
профессиональный отбор - изучение и вероятностная оценка степени профессиональной пригодности к конкретной профессии (специальности) в соответствии с требованиями деятельности; при профессиональном отборе человек подбирается для профессии по достаточно жестким критериям;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической, медицинской диагностики и профессиональных проб; подбор профессии не предусматривает жестких требований к человеку по критерию профессиональной успешности;
профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
2.1. Красноярский край сохраняет ведущие позиции в Сибирском федеральном округе по численности экономически активного населения и уровню экономической активности населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, численность экономически активного населения в среднем за 2012 год составила 1512,7 тыс. человек (в 2011 году - 1511,3 тыс. человек), в том числе 1428,8 тыс. человек или 94,5 % - занятые в экономике (в 2011 году - 1420,8 тыс. человек, или 94,0 %).
Вследствие развития в 2012 году позитивных тенденций в социально-экономической сфере, снижения высвобождений работников, развития взаимодействия с работодателями в крае наблюдался рост потребности в квалифицированной рабочей силе:
увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения края, - за 2012 год заявлено 188,4 тыс. вакансий (в 2011 году - 170,7 тыс. вакансий);
улучшился качественный состав заявленных вакансий - в 2012 году доля заявленных вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума в крае составила 65,2 % (в 2011 году - 54,3 %);
потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, в 1,3 раза превысила численность граждан, зарегистрированных в поиске работы (в среднемесячном исчислении), в то время как в 2011 году, наоборот, число зарегистрированных граждан в 1,4 раза превысило потребность в работниках.
Кроме того, на территории Красноярского края реализуются и планируются к реализации масштабные инвестиционные проекты по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Прежде всего, это развитие Нижнего Приангарья, Ангаро-Енисейский кластер, кластер инновационных технологий в г. Железногорске, освоение Ванкорского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений, строительство нефтепровода Куюмба-Тайшет, развитие лесопромышленного комплекса, развитие золотодобывающей отрасли, строительство железной дороги Кызыл - Курагино.
В целом ежегодная дополнительная кадровая потребность прогнозируется на уровне 65- 68 тыс. человек. По данным единого краевого реестра инвестиционных проектов только в ближайшие 5 лет на крупнейших инвестиционных проектах края будет создано более 38 тыс. новых рабочих мест.
Показателем высокой востребованности трудовых ресурсов в крае является тот факт, что на протяжении последних пяти лет уровень общей безработицы в крае ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу, в 2012 году равен среднему значению по России и минимальный среди регионов СФО (5,5 %), численность безработных граждан (по методологии Международной организации труда) сократилась на 7,1 % (с 90,4 тыс. человек в 2011 году до 84,0 тыс. человек в 2012 году).
Таким образом, в крае существует, а в дальнейшем с учетом задач по модернизации экономики будет только увеличиваться потребность в квалифицированных работниках. В связи с этим актуальны вопросы:
формирования современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появления новых, изменения содержания и условий труда традиционных профессий;
исследования перспективных потребностей рынка труда;
обеспечения эффективной политики молодежной занятости;
развития профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;
повышения престижа рабочих профессий;
укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.
2.2. На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан, как базовый элемент формирования трудового потенциала населения.
В настоящее время в Красноярском крае и в России в целом перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы им переориентироваться.
В связи с этим профессиональная ориентация должна не просто помогать людям в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
С экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов Красноярского края, успешную профессионально-трудовую адаптацию граждан.
Профессиональное самоопределение, трудоустройство и занятость молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий:
наличием территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Красноярского края, формирующих кадровый дефицит;
необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии;
социальной значимостью и низкой оплатой некоторых видов труда;
потребностью рынка труда в повышенной квалификации и отсутствием ее у молодежи;
необходимостью самообеспечения жизнедеятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную защиту со стороны государства.
2.3. В Красноярском крае регулярно проводится мониторинг сферы профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций края. Последнее масштабное исследование показало, что:
более 30 % выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор;
около половины не знают, какие профессии востребованы на рынке труда;
более 70 % выбирают учреждения высшего профессионального образования в качестве места учебы;
основными критериями выбора будущей профессии являются «современность и перспективность профессии», «высокая заработная плата», «соответствие профессии моим способностям».
Таким образом, сфера профессиональных предпочтений старшеклассников и структура профессионального образования смещена в пользу высших учебных заведений. При этом сохраняется необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций, не в полной мере задействован потенциал традиционных элементов системы образования, ориентированной на построение образовательного маршрута выпускников вне привязки к будущей профессионально-трудовой деятельности.
В действующем формате профессиональной ориентации у школьников зачастую не происходит знакомство с имеющимися возможностями профессионального самоопределения в соответствии с ситуацией на рынке труда и спросом на рабочую силу, отсутствует обучение планированию и проектированию профессионального пути.
Зачастую профессии, которые приобретают молодые люди в учреждениях профессионального образования, остаются невостребованными на рынке труда, вследствие чего молодым специалистам приходится менять приобретенную профессию.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, особенно по приобретенной профессии. Ежегодно от 3,0 до 5,0 тысяч выпускников учреждений профессионального образования всех уровней обращаются в органы службы занятости по вопросам поиска работы, из них свыше 60 % признаются безработными, около 10 % направляются на профессиональную переподготовку. Основной приток нетрудоустроенных выпускников профессионального образования дают такие направления подготовки, как «экономика и управление», «гуманитарные и социальные науки», «образование и педагогика».
В дополнение к этим обстоятельствам следует отметить расширение масштабов востребованности профориентационных услуг, которое вызвано необходимостью содействия в профессиональном самоопределении взрослому населению. В формирующейся системе непрерывного образования процесс сопровождения профессионального самоопределения характеризуется непрерывностью, сопровождая человека от школьного до пенсионного возраста.
Только органы службы занятости населения края ежегодно предоставляют государственные услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения около 100,0 тыс. гражданам, из них более:
70,0 тыс. безработным гражданам;
7,0 тыс. уволенным в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации;
11,0 тыс. безработным гражданам перед направлением на профессиональное обучение.
Все вышеизложенное подтверждает факт актуализации потребностей населения в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в общественно полезном труде и не всегда адекватно этому сложившимися субъективными устремлениями человека.
3.1. Формирование готовности человека к профессиональному самоопределению является необходимым условием его подготовки к эффективной профессионально-трудовой деятельности.
Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Таким образом, профессиональная ориентация рассматривается как один из процессов занятости в целях обеспечения кадровой потребности экономики края.
Целью Стратегии является создание системы по сопровождению профессионального самоопределения, способствующей удовлетворению потребностей рынка труда Красноярского края в квалифицированных, мотивированных и конкурентоспособных кадрах, с учетом личностных особенностей граждан и соблюдением интересов работодателей, общества, государства, а также предусматривающей:
обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.
3.2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи:
методическое, организационное, финансовое обеспечение и информационное сопровождение профориентационной деятельности, проведение регулярных мониторингов и социологических исследований профориентационной направленности;
проведение профориентационной работы с учетом тенденций развития рынка труда и мониторинга кадровой потребности экономики Красноярского края;
активизация процесса профессионального и личностного самоопределения обучащихся общеобразовательных организаций, как средства укрепления взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда и перспективами его развития;