Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация, реконструкция...(с изменениями на 19 апреля 2013 года) (Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 508-п)


2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости принятия программы


Коммунальный комплекс Красноярского края (далее - край) характеризует:

значительный уровень износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования до 60-70%, обусловленный принятием в муниципальную собственность объектов коммунального назначения в ветхом и аварийном состоянии;

сверхнормативные потери энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления, составляющие до 50%, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия;

высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности и, вследствие этого, незначительная инвестиционная привлекательность объектов;

отсутствие очистки питьевой воды и недостаточная степень очистки сточных вод на значительном числе объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Установленное котельное и вспомогательное оборудование в большей части морально устарело. Коэффициент использования установленной мощности котельных составляет не более 59%. Фактические потери тепловой энергии в некоторых коммунальных сетях достигают до 30%. Из общего количества установленных котлов в котельных коммунального комплекса только 10% автоматизированы. Отсутствие на котельных малой мощности водоподготовки ведет к сокращению срока эксплуатации котельного оборудования, отсутствие в котельных оборудования по очистке дымовых газов создает неблагоприятную экологическую обстановку в поселениях края.

Несоответствие качества подземных водоисточников требованиям СанПиН по санитарно-химическим показателям обуславливается повышенным природным содержанием в воде железа, солей жесткости, фторидов, марганца. Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными.

Действующие очистные сооружения канализации не обеспечивают требуемой степени очистки сточных вод. В аварийном состоянии находятся более 30% всех существующих очистных сооружений канализации. Из-за недостатка мощностей по очистке промышленных и бытовых стоков в водные объекты края сбрасывается около 310,0 млн куб. м неочищенных сточных вод, которые содержат свыше 185,0 тыс. тонн загрязняющих веществ. В жилищно-коммунальном комплексе края от общего объема очищаемых сточных вод лишь 3,0% отнесены к нормативно очищенным сточным водам в соответствии  с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод (СанПиН  2.1.5.980-00).

В настоящее время из более 13,9 тыс. км сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требуют замены 6,8 тыс. км, из них 1,3 тыс. км тепловых, 3,8 тыс. км водопроводных и 1,7 тыс. км канализационных сетей. Износ коммунальных систем в среднем составляет порядка 47%, потери ресурсов - 22,4%.

Необходимый объем финансовых средств для приведения коммунальных объектов в надлежащее техническое состояние с учетом внедрения инновационных решений и современных энергоэффективных технологий по оценкам специалистов составляет более 200,0 млрд рублей.

В последние годы при формировании тарифов для организаций коммунального комплекса действуют ограничения:

в 2011 году доля затрат на капитальный ремонт в тарифах составила:

на теплоснабжение по «малой энергетике» - 1,3%;

на водоснабжение - 10,4%;

на водоотведение и очистку стоков - 7,01%;

в 2012 году доля затрат на капитальный ремонт в тарифах на водоснабжение, водоотведение и очистку стоков составила 9% (планово возможно до 20%).

Финансирование из бюджетов всех уровней расходов на капитальный ремонт и модернизацию инженерных систем коммунального комплекса незначительно и составляет в настоящее время порядка 2,9% от потребности.

В 2009 году разработана Концепция восстановления и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края до 2019 года (далее - Концепция) с объемом необходимого финансирования на реализацию мероприятий в сумме 84,7 млрд рублей.

Первым этапом реализации Концепции явилась утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 № 596-п долгосрочная целевая программа «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» на 2010-2012 годы (далее - программа 2010-2012 годов).

Объем бюджетных финансовых средств, предусмотренных для реализации мероприятий по модернизации, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края на период до 2012 года, составил 5,7 млрд рублей, из них за счет средств краевого бюджета - 5,5 млрд рублей.

Приоритетно для бюджетного финансирования на первом этапе были определены мероприятия, от реализации которых достигается наибольший эффект, который в совокупности отражает достижение показателей надежности эксплуатации модернизируемых объектов, снижение эксплуатационных расходов, а также социальной эффективности.

В рамках программы 2010-2012 годов разработано 68 проектов, в том числе для комплексной модернизации систем теплоснабжения и водоснабжения, из них по 34 проектам выполнено, заканчивается или ведется строительство объектов коммунальной инфраструктуры, 2 технико-экономических обоснования и 32 проекта без планируемой реализации в 2010-2012 годах.

В рамках данного финансирования также реализовано 14 проектов, изготовленных ранее муниципальными образованиями Красноярского края.

В целях повышения инвестиционной привлекательности при реализации Пилотного проекта модернизации жилищно-коммунального комплекса края в рамках программы 2010-2012 годов разработано 4 проекта строительства источников когенерации энергии (тепловой и электрической) - мини-ТЭЦ в с. Ванавара Эвенкийского муниципального района (3 проекта) и с. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Реализованы проекты и завершается реализация проектов по строительству 7 источников теплоснабжения мощностью 95,42 МВт с оптимизацией инженерных сетей и закрытием аварийных и высокозатратных котельных малой мощности (г. Ужур, п. Балахта Балахтинского района, пгт Шушенское, комплексные проекты оптимизации системы теплоснабжения и водоснабжения п. Козулька Козульского района, г. Заозерный Рыбинского района, с. Краснотуранск Краснотуранского района, с. Миндерла Сухобузимского района).

Завершена реализация 14 крупных проектов (этапов проектов) в области водоснабжения и водоотведения (водоснабжение с. Ермаковское, п. Козулька, г. Енисейска, п. Бор г. Назарово, п. Абалаково и с. Озерное Енисейского района, п. Атаманово, с. Мингуль, с. Седельниково Сухобузимского района, п. Большая Мурта Большемуртинского района, с. Казачинское Казачинского района, строительство канализационных коллекторов в г. Минусинске и г. Назарово, строительство очистных сооружений канализации в с. Лугавское Минусинского района).

Выполнено строительство и замена инженерных сетей свыше 283 км.

В результате реализации мероприятий программы 2010-2012 годов на начало 2013 года достигнуты целевые показатели: