Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования ... (с изменениями на 3 декабря 2013 года) (Утратило силу с 01 января 2014 года на основании постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 506-п)


2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости принятия программы


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция). Концепцией определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе.

В Концепции обозначены следующие основные приоритетные меры в области повышения занятости сельского населения и регулирования рынка труда на селе:

восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;

наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;

стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов;

повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах, особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.

Реализация указанных мер особенно актуальна для Красноярского края, где доля населения, проживающего в сельской местности, составляет 23,5%,   или около 670,0 тыс. человек.

Уровень доходов сельского населения края значительно ниже среднекраевого значения. По данным Территориального органа государственной статистики по Красноярскому краю (далее - Красноярскстат) располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на члена хозяйства в 2011 году составили 15402,3 рубля (в городской местности - 23835,3 рубля).

Увеличивается доля жителей села в числе безработных граждан по краю. По данным агентства труда и занятости населения по Красноярскому краю по состоянию на 01.01.2012 в сельской местности края проживают 12,7 тыс. человек, зарегистрированных в качестве безработных (41,7% от числа безработных края). По сравнению с началом 2011 года удельный вес сельских жителей в числе безработных увеличился на 2,4%, численность сократилась на 1,0 тыс. человек (на 01.01.2011 - 39,3%, или 13,7 тыс. человек, на 01.01.2010 - 37,6%).

Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости, устойчивого развития сельских территорий Красноярского края.

В современных условиях роль и функции малых форм хозяйствования в социально-экономическом развитии села существенно изменились. Малые формы хозяйствования, представленные К(Ф)Х, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, ЛПХ, кооперативами, являются полноправными участниками многоукладной аграрной экономики Красноярского края.

Особенно велика роль малых форм хозяйствования в сельских поселениях, где отсутствуют сельскохозяйственные организации или расположены нерентабельные сельскохозяйственные организации.

По данным Красноярскстата в крае зарегистрировано 2459 К(Ф)Х, из них в 2010 году сельскохозяйственную деятельность в растениеводстве  осуществляли 431 К(Ф)Х, имели поголовье 252 К(Ф)Х, более 300 тысяч ЛПХ.

По данным Красноярскстата в 2011 году общая площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемая К(Ф)Х и ЛПХ, составила 748,9 тыс. га (16,2% всей площади), в том числе площадь пашни - 522,2 тыс. га (18,3% всей пашни).

Малые формы хозяйствования имеют значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства.

По данным Красноярскстата в совокупности К(Ф)Х и ЛПХ в 2011 году произведено валовой продукции сельского хозяйства стоимостью 38626,2 млн рублей, или 59,6% всей произведенной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства.

Вместе с тем необходимо отметить, что небольшие объемы и ограниченный ассортимент производимой продукции, характерные для большинства К(Ф)Х И ЛПХ, делают их по сравнению с крупными предприятиями более уязвимыми в сложившихся экономических условиях.

Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в дальнейшем развитии на территории Красноярского края системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, способствующей объединению финансовых, материальных и трудовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно малых.

Благодаря реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 № 605-п, в реестр субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края, претендующих на получение государственной поддержки (по состоянию на 01.01.2012) (далее - реестр), включено 147 кооперативов, в том числе в разбивке по видам: перерабатывающих - 63, снабженческо-сбытовых - 42, обслуживающих - 38, кредитных - 4.

В 2011 году финансово-хозяйственную деятельность осуществляли 115 кооперативов, что составляет 78,2% от числа кооперативов, включенных в реестр. Кооперативы объединяют 3618 ЛПХ, 32 К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей и 169 юридических лиц. Численность среднегодовых работников в кооперативах с учетом сезонной занятости в несельскохозяйственных видах деятельности в 2011 году составила 893 человека.

Кооперативами в 2011 году закуплено, переработано и реализовано 15574 тонны молока (в 2010 году - 13279 тонн, увеличение на 17%), 5472,5 тонны мяса (в 2010 году - 6193 тонны, снижение на 12%), 62281,9 тонны зерна (в 2010 году - 55559,8 тонны, увеличение на 12%), 1773 тонны картофеля и овощей (в 2010 году - 2605,8 тонны, снижение на 32%).

Перерабатывающими кооперативами в 2011 году произведено: 4331,6 тонны молочной продукции (в 2010 году - 3359 тонн, увеличение на 29%), 845,4 тонны мясной продукции (в 2010 году - 1188 тонн, снижение  на 29%).

По итогам 2011 года кооперативами получена выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и оказания услуг в сумме 1633,7 млн рублей (в 2010 году - 1449,5 млн рублей).

Для укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализации ДЦП на 2010-2012 годы кооперативам выплачены субсидии на компенсацию части стоимости техники      и оборудования в сумме 255526,8 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 94046,7 тыс. рублей, 2011 год - 107039,5 тыс. рублей, 8 месяцев 2012 года - 54440,6 тыс. рублей. Размер субсидии равен 30% стоимости техники и оборудования.  Субсидию на компенсацию части стоимости техники оборудования получили в 2010 году - 38 кооперативов, в 2011 году - 38 кооперативов, за 8 месяцев 2012 года - 34 кооператива. На реализацию данного мероприятия из федерального бюджета в 2011 году было привлечено 15306,0 тыс. рублей.

Кроме этого, кооперативами реализуются четыре проекта, направленных на заготовку и переработку недревесных и пищевых лесных ресурсов, четыре проекта, направленных на создание ремесленных мастерских, и два проекта, направленных на развитие сельского туризма.

Увеличение форм занятости и повышения уровня доходов сельского населения возможно за счет вовлечения в сферу несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности не только кооперативов, но и К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, путем оказания им государственной поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Несмотря на положительную динамику развития малых форм хозяйствования, они испытывают существенные трудности как в сохранении достигнутого уровня, так и в расширении своего производства. Владельцы ЛПХ и К(Ф)Х испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов из-за слабой доступности рынка коммерческого кредита. В отношении К(Ф)Х и ЛПХ не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания, недостаточно оказываются услуги по выполнению полевых работ, не отработана система закупок сельскохозяйственной продукции, ее переработки и сбыта.