1. Рынок услуг дошкольного образования
1.1. Исходная фактическая информация в отношении ситуации и проблематики на рынке,
основные задачи и цели
По состоянию на 01.01.2023 в Новосибирской области образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми реализуют 1011 образовательных организаций (в 2019 году - 1050 организаций): детские сады, структурные подразделения при школах, из них число самостоятельных дошкольных образовательных организаций составляет 597 единиц (в 2019 году - 628 единиц), число воспитанников составляет 137,1 тыс. человек (в 2019 году -147,6 тыс. человек).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%, доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет - 86% (в 2018 году - 48%).
Численность воспитанников в дошкольных образовательных организациях уменьшается. За последние четыре года численность воспитанников уменьшилась на 10,5 тыс. детей (на 7,1%).
В 2022 году количество негосударственных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, составляет 21 (в 2019 году - 23 организации), из них 14 - дошкольные образовательные организации и 7 - общеобразовательные организации, в которых открыты дошкольные группы. Число воспитанников, посещающих негосударственные образовательные организации, составляет 2 298 человек (в 2019 году - 2 632 человека).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 97,7%, доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет - 83,3%.
Одним из путей повышения уровня доступности дошкольного образования является поддержка и развитие негосударственного сектора дошкольного образования.
Возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Финансирование частных образовательных организаций осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение затрат, включающих расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).На эти цели из бюджета Новосибирской области в 2018 году было направлено 103 670,50 тыс. рублей, в 2019 году - 112 240,90 тыс. рублей, в 2021 году - 98 690,20, тыс. рублей, в 2022 году - 108 396,0 тыс. рублей.
В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» (далее - Стратегия), в рамках задачи по обеспечению доступности дошкольного образования на основе комплексного развития сети дошкольных образовательных организаций, в том числе за счет развития негосударственного сектора, предусмотрено:
повышение уровня доступности дошкольного образования, в том числе за счет создания дополнительных мест;
развитие вариативных, альтернативных форм дошкольного образования, поддержка негосударственного сектора дошкольного образования;
реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как средства повышения качества дошкольного образования;
создание равных возможностей в системе дошкольного образования для разностороннего развития личности ребенка;
создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В ходе мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Новосибирской области за 2018 год (далее - мониторинг конкурентной среды) 40% респондентов указали на высокую конкуренцию, на отсутствие конкуренции - 2,5% опрошенных. Уровень успешности развития бизнеса составил 35%. Доля участников опроса, оценивших общие условия ведения предпринимательской деятельности как хорошие и удовлетворительные, составила 80%. Доля тех, кто считает сложным начинание с нуля нового бизнеса, составила 75%. 10% респондентов отметили, что на данном рынке есть непреодолимые административные барьеры.
Проблема: недостаточное количество образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Задача: содействие развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования в негосударственном секторе.
Цель: создание условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования в негосударственном секторе.
1.2. Ключевые показатели | |||||||||
Наименование | Единица измерения | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
Доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, вобщей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования | процент | 1,8 | 1,85 | 1,62 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Количество частных организаций | единица | 23 | 23 | 22 | 22 | 21 | 21 | 20 | 21 |
1.3. Мероприятия по содействию развитию конкуренции | ||||
N | Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Срок реализации | Ответственный исполнитель |
1.3.1 | Информирование организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей о мерах государственной поддержки в сфере дошкольного образования | повышение уровня информированности организаций и населения. Развитие сети негосударственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования | 2019-2025 годы | министерство образования Новосибирской области |
1.3.2 | Предоставление субсидий негосударственным образовательным организациям на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования | создание условий для привлечения негосударственных образовательных организаций | 2019-2025 годы | министерство образования Новосибирской области |
1.3.3 | Ведение реестра негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного образования, - получателей государственной поддержки | обеспечение прозрачности предоставления государственной поддержки организациям, реализующим программы дошкольного образования | 2019-2025 годы | министерство образования Новосибирской области |
1.3.4 | Предоставление грантов некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, расположенным на территории Новосибирской области и реализующим образовательные программы дошкольного образования, на создание дополнительных дошкольных мест | создание дополнительных дошкольных мест путем организации групп. Создание условий для осуществления образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования | 2019-2025 годы | министерство образования Новосибирской области |
2. Рынок услуг общего образования
2.1. Исходная фактическая информация в отношении ситуации и проблематики на рынке,
основные задачи и цели
В 2022-2023 учебном году в Новосибирской области образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуют 963 образовательные организации, в том числе 28 организаций осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.