Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» следующие изменения:
1. В государственной программе Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» (далее - государственная программа):
1) раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. «Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
Государственная политика в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 261-ФЗ) осуществляется в Новосибирской области в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п (далее - государственная программа).
Государственная программа охватывает государственные учреждения бюджетной сферы, систему коммунальной инфраструктуры Новосибирской области.
В соответствии с требованием Закона N 261-ФЗ государственные учреждения обязаны обеспечить снижение потребляемых ресурсов. Во исполнение установленного требования государственными учреждениями, подведомственными областным исполнительным органам Новосибирской области (далее - государственные учреждения), мероприятия энергосбережения осуществлялись в рамках государственной программы, программ энергосбережения государственных учреждений и в рамках текущей эксплуатации зданий государственных учреждений.
В 2023 году по сравнению с 2014 годом потребление электрической энергии государственными учреждениями не уменьшилось, несмотря на проведенные в течение данных десяти лет мероприятия энергосбережения. Это связано, прежде всего, со вводом в эксплуатацию мощного оборудования (установка серверов), с реорганизациями учреждений, а также увеличением штатной численности специалистов, числа посетителей или обучающихся, с установкой дополнительного электрооборудования, увеличением времени работы филиалов государственного автономного учреждения Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области».
За указанный период времени потребление тепловой энергии государственными учреждениями снизилось на 12% в результате реализации мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Во исполнение Закона N 261-ФЗ государственными учреждениями разрабатываются и реализуются программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В рамках данных программ мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняются государственными учреждениями, имеющими договоры с энергоснабжающими организациями на предоставление электрической и тепловой энергии или имеющими собственные источники тепловой энергии.
Проблемами систем жизнеобеспечения - теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, препятствующими обеспечению энергетической эффективности в коммунальной сфере, являются:
устаревшее оборудование, большой срок службы и изношенность инженерных коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, котельных в муниципальных образованиях;
наличие технологических, коммерческих потерь (нераспределенного тепла);
превышение удельных показателей расхода топливно-энергетических ресурсов на выработку тепловой энергии.
Проблема надежности теплоснабжения в небольших поселениях на территории Новосибирской области связана с муниципальными котельными, которые в настоящее время являются убыточными из-за невозможности сбалансировать выработку и потребление тепловой энергии при существующем тарифе.
Анализ финансово-экономической деятельности теплоснабжающих организаций показал, что в условиях существующих нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и тарифных ограничений для граждан централизованное теплоснабжение малоэтажной застройки, в первую очередь индивидуального жилищного фонда, для теплоснабжающих организаций экономически невыгодно.
Строительство, реконструкция (модернизация) муниципальных котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, приобретение (поставка) блочно-модульных транспортабельных сертифицированных котельных, в том числе в рамках лизингового механизма, замена основного и вспомогательного оборудования котельных, оптимизация гидравлических режимов тепловых сетей (замена котлов, насосного оборудования, электротехнического оборудования, частотное регулирование и др.) позволяет решать указанную проблему.
В целях повышения эффективности работы системы теплоснабжения необходимо осуществлять перевод индивидуального и малоэтажного (до трех этажей включительно) (далее - малоэтажного) жилищного фонда Новосибирской области с централизованного теплоснабжения на индивидуальное поквартирное отопление.
Перевод на индивидуальное поквартирное отопление предполагается осуществлять в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения поселений при относительно отдаленном нахождении потребителей от источника тепловой энергии путем установки (монтаж, подключение) индивидуальных отопительных котлов (твердотопливных, газовых, электрических) в следующих случаях:
газификации населенного пункта;
модернизации системы теплоснабжения населенного пункта;
если потребителями тепла являются учреждения, организации и при этом к источнику теплоснабжения подключено несколько индивидуальных потребителей;
банкротства предприятия, осуществляющего эксплуатацию системы теплоснабжения, или вывода собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2023 N 1130;
предоставления муниципальным образованиям субсидии из средств областного бюджета на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы, в населенных пунктах которых теплоснабжение жилых домов приводит к прямым убыткам предприятий.
При установке двух контурных газовых или электрических котлов у потребителей появляется новая коммунальная услуга - горячее водоснабжение. Прекращается несанкционированный отбор теплоносителя из системы отопления.
Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей необходимо развитие потенциала жилищно-коммунального хозяйства в Новосибирской области путем внедрения механизмов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, заключения концессионных соглашений.
Инициатива нацелена на привлечение инвестиций для модернизации объектов теплоснабжения, что дает возможность обеспечить надежное оказание услуг по теплоснабжению при меньшем объеме вложений бюджетных средств в объекты капитального строительства.
Во исполнение пункта 2 перечня поручений по итогам пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя»,утвержденного Президентом Российской Федерации от 30.10.2022 N Пр-2067, в газифицированных населенных пунктах возможна реализация мероприятий по строительству газовых котельных образовательных учреждений.