Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 30.12.2021 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области
«Развитие туризма в Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Новосибирская область располагает значительным и разнообразным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, в том числе делового, рекреационного, медицинского, оздоровительного, научно-популярного, детского и культурно-познавательного. Туристская индустрия обладает значительным мультипликативным эффектом создания новых рабочих мест, роста инвестиций, экспортной выручки и налоговых поступлений. Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте Новосибирской области за 2022 год составила 2,7%.
В Новосибирской области развита инфраструктура приема туристов. В регионе функционирует 381 коллективное средство размещения, 20 санаториев, 109 баз отдыха, 119 музеев, 30 театров, 6 горнолыжных комплексов, зоопарк, центр океанографии и морской биологии, планетарий, детская железная дорога. На территории области насчитывается более 2918 памятников истории и культуры, 24 заказника и 54 памятников природы. В Новосибирской области функционируют более 50 охотничьих и 10 рыболовных баз.
По итогам 2023 года Новосибирская область заняла 11 место в Национальном туристическом рейтинге привлекательности среди регионов России, улучшив свои позиции в рейтинге за год на 1 место, а за четыре последних года (2019-2023 гг.) - на 5 позиций вверх.
В Рэнкинге устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства в субъектах Российской Федерации за 2023 год, который представляет собой ранжирование российских регионов по критериям, оценивающим уровень интеграции принципов устойчивого развития в управление развитием туризма в субъектах Российской Федерации и соответствие базовым международным и российским ориентирам, стандартам и лучшим практикам в области устойчивого развития, за 2023 год Новосибирская область поднялась с до регионов России, переместившись из группы «начального» уровня в группу «развитые».
По данным Росстата за 2023 год туристический поток в Новосибирскую область составил 2,7 млн поездок, что в 1,5 раза больше уровня аналогичного периода 2022 года. По данному показателю Новосибирская область занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 10 место в Российской Федерации, поднявшись за год в рэнкинге на 4 позиции вверх.
В 2023 году число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения региона, составило 1,1 млн человек, что на 24% выше уровня аналогичного периода 2022 года. По данному показателю регион занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 14 место в Российской Федерации.
По итогам 2023 года объем платных туристских услуг в Новосибирской области составил 17,8 млрд руб., что в 2 раза превышает уровень аналогичного периода предыдущего года. По данному показателю регион занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа и 11 место в Российской Федерации, поднявшись за год в рэнкинге на 5 позиции вверх.
Важным направлением развития сферы услуг в Новосибирской области является рынок внутреннего и въездного туризма, обладающий мультипликативным эффектом, который проявляется в стимулировании развития сопутствующих сфер экономической деятельности - транспорта, связи, торговли, производства сувенирной продукции и продукции народных промыслов, общественного питания, сельского хозяйства и строительства.
Новосибирск является деловым и финансовым центром Сибири. Уникальным преимуществом для Новосибирской области является наличие Академгородка и наукограда Кольцово, которые представляют центр российского научного туризма Сибири. В регионе ежегодно проходят научные конференции и международные форумы, культурные и научные события международного уровня.
С целью продвижения туристского продукта Новосибирской области на российском и зарубежном рынках регион принимает ежегодное участие в крупнейших туристических выставках международного уровня. На территории региона проводятся специализированные выставочные, деловые и событийные мероприятия. Осуществляется активное взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, в том числе в ходе проведения на регулярной основе информационно-ознакомительных и пресс-туров по региону. Популяризацию туристско-рекреационного потенциала Новосибирской области, продвижение его туристского продукта, а также предоставление достоверной и максимально полной информации для приезжающих туристов и жителей области о туристско-рекреационных и санаторно-курортных возможностях региона осуществляет Туристско-информационный центр Новосибирской области.
В настоящее время Новосибирскую область идентифицируют как центр делового туризма. В этой связи необходимо планомерно продолжить работу по проведению крупных международных и межрегиональных мероприятий, а также позиционирование региона в качестве столицы Сибири.
Одним из конкурентных преимуществ Новосибирской области является Обское водохранилище с песчаными пляжами и сосновыми борами, которое может стать «морезаменителем» для жителей и гостей региона.
Большой потенциал имеет экологический туризм, для развития которого необходимо обустройство территорий для туристов.
Ежегодно растущий поток иностранных туристов может дать импульс развитию сельского туризма.
Высоким уровнем сервиса обладают санатории и медицинские центры региона. Новосибирская область обладает уникальными бальнеологическими ресурсами и имеет высокие компетенции в области медицины, а также предоставляет уникальные медицинские услуги в крупных медицинских центрах. Необходимо продолжить работу по продвижению оздоровительного и медицинского потенциала региона.
Сфера регионального туризма представляет собой сложную систему, объединяющую множество разнородных участников, преследующих разноплановые цели. Кроме того, туристская отрасль взаимосвязана со многими смежными видами экономической деятельности (гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта, строительства, сферы услуг, торговли, легкой промышленности, сельского хозяйства, информационных технологий и др.). Поэтому существующие проблемы в данной сфере носят межведомственный характер, что предопределяет необходимость комплексного многоаспектного, программно-целевого подхода к их решению.
Кроме того, развитие туризма на территории региона может выступить в качестве драйвера социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Для отдельных территорий развитие туристско-рекреационного комплекса может стать одним из путей повышения качества жизни, активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, привлечения ресурсов и способствовать эффективному использованию имеющегося природного и трудового потенциала.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты региональной политики в сфере реализации настоящей программы определяются приоритетами долгосрочного экономического развития, обозначенными в следующих документах:
указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
государственной программе Российской Федерации «Развитие туризма», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма»;
Национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства»;
стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;
Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».
Целью государственной программы являются увеличение количества туристов, размещенных в коллективных средствах размещения Новосибирской области к 2030 году до 1,92 млн человек.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма», а также Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р.
4. Задачи (направления) государственной программы,
способы их эффективного решения
Задачей (направлением) государственной программы является реализация туристического потенциала и создание в регионе современной туристической инфраструктуры.
Решение указанной задачи будет осуществляться путем:
изучения потребностей туристского рынка Новосибирской области;
оказания грантовой поддержки общественным и предпринимательским инициативам, направленным на развитие внутреннего и въездного туризма на территории региона;
оказание поддержки муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по созданию условий для развития сферы туризма, инфраструктуры досуга и отдыха на территориях муниципальных образований Новосибирской области;
участия в реализации на территории Новосибирской области Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;
создания и внедрения системы поддержки, направленной на развитие внутреннего туризма, обеспечивающей прирост количества туристических поездок, в том числе для детей;
поддержки и продвижения событийных мероприятий, направленных на развитие туризма в Новосибирской области;
обеспечение доступности поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды.
Задачей (направлением) государственной программы является популяризация туристических продуктов и продвижение услуг и продуктов в сфере туризма Новосибирской области на внутреннем и зарубежном рынках.
Решение указанной задачи будет осуществляться путем:
установки и обновления средств размещения туристской информации на территории Новосибирской области;
создания информационных материалов о туристическом потенциале Новосибирской области (каталоги, брошюры, карты, схемы, буклеты, презентации, аудио-, видеоматериалы, сувенирная продукция), подготовка и размещение информации о туристическом потенциале Новосибирской области в областных, федеральных и международных СМИ, а также на официальных и иных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
организации и проведения специализированных туристских выставок и/или форумов, участие Новосибирской области в специализированных туристических конгрессно-выставочных мероприятиях;
проведения информационных туров (пресс-туров), круглых столов, конференций, семинаров, промоакций по вопросам развития туристской индустрии;
обеспечения деятельности туристско-информационных центров Новосибирской области;
внедрения и развития информационных туристских ресурсов с помощью применения современных цифровых решений.».
2. Раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел III «Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы», раздел V «Механизм реализации и система управления государственной программы», раздел VI «Ресурсное обеспечение государственной программы», раздел VII «Ожидаемые результаты реализации государственной программы» признать утратившими силу.
3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы «Развитие туризма в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы «Развитие туризма в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
5. Приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
6. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области»;
приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области»;
приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области.».
Губернатор области
А.А. Травников
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
государственной программы «Развитие туризма в Новосибирской области»
Цель и задачи, требующие решения для достижения цели | Наименование целевого индикатора | Единица измерения | Значение целевого индикатора по годам | Примечание | ||
2021 | 2022 | 2023 | ||||
Цель 1. | 1. Количество иностранных туристов, въехавших на территорию Новосибирской области | тыс. чел. | 16,0 | 32,0 | 38,0 | данные за 2021 год - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области |
2. Количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения Новосибирской области (ежегодно) | тыс. чел. | 1078,0 | 1100,0 | 1050,0 | данные за 2021 год - Росстат | |
Задача 1.1. | 3. Количество проведенных исследований | шт. | 0 | 2 | 1 | показатель рассчитывается по направлениям: |
Задача 1.2. | 4. Количество оформленных на территории Новосибирской области туристских кластеров | ед. | 0 | 0 | 0 | значения целевого индикатора приведены справочно, до включения в государственную программу соответствующего финансирования |
Задача 1.3. | 5. Количество поддержанных предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма на территории региона | ед. | 0 | 20 | 9 | |
6. Количество поддержанных муниципальных инициатив, направленных на развитие туризма на территории муниципального образования | ед. | 0 | 5 | 6 | ||
7.Количество социальных сертификатов, выданных учащимся 5-9 классов на путешествие | тыс.чел | 0 | 0 | 3000 | целевой показатель введен в 2023 году, на 2022 год приведено базовое значение | |
Цель 2. | 8. Объем платных услуг населению в сфере туризма Новосибирской области (ежегодно) | млн руб. | 7300,0 | 7592,0 | 7895,7 | данные за 2021 год - Росстат |
Задача 2.1. | 9. Количество муниципальных образований Новосибирской области, на территории которых внедрена система туристской навигации (нарастающим итогом) | ед. | 13 | 14 | 20 | |
10. Численность лиц, прошедших обучение, повышение квалификации по направлению «туризм»(нарастающим итогом) | чел. | 0 | 100 | 130 | ||
Задача 2.2. | 11. Количество созданных информационных материалов о туристическом потенциале Новосибирской области | шт. | 0 | 10 | 10 | |
12. Количество посетителей мероприятий, способствующих продвижению туристских продуктов Новосибирской области, включая крупные региональные, межрегиональные и международные мероприятия | ед. | 0 | 800 | 800 | ||
13. Объем аудитории информационных туристических ресурсов Новосибирской области | тыс. чел. | 45 | 50 | 50 |
Применяемые сокращения:
МЭР НСО - министерство экономического развития Новосибирской области;